Как я понимаю смысл названия отцы и дети: Смысл названия “Отцы и дети” кратко 🤓 [Есть ответ]

Содержание

Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Отцы и дети Тургенев И.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

    Мнения и суждения Тургенева… дают только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей.

    Д. И. Писарев

    Иван Сергеевич Тургенев — один из замечательнейших писателей XIX века. Больше, чем в творчестве других писателей, в произведениях Тургенева нашли отражение наиболее важные вопросы политической и общественной жизни его времени. Сам Тургенев не примыкал ни к революционерам-разночинцам, ни к консерваторам. Ближе всего Тургенев стоял к либералам и тем, кто ненавидел крепостное право. И эту свою ненависть Тургенев очень ярко показывает во всех своих произведениях. Одна из важнейших черт его творчества — желание разобраться во всем, что происходит в его стране. Очень ярким романом, отразившим определенный этап в исторической жизни России, является роман “Отцы и дети”, написанный в 1861 году.

    Роман “Отцы и дети” был напечатан в 1862 году. Название романа наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос противоречий между поколениями, но на самом же деле писателя волнует совершенно другое. Отцы и дети — это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и те новые люди, пришедшие сломать консервативное устройство жизни. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цели и мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам, определить, в чем заключается смысл его исканий. Но многие вопросы неясны для Тургенева и поэтому не находят четких ответов в романе. “Отцы и дети” — роман о борьбе мировоззрений двух политических и общественных групп: старой либеральной дворянской интеллигенции и интеллигенции новой, революционно-демократической, разночинной. К лагерю “детей” относится только образ демократа-разночинца Базарова, все же остальные, включая более молодого Аркадия и еще более молодую Катю, — к лагерю “отцов”.

    Роман построен так, что главный герой находится во враждебной ему обстановке. Мы не видим Базарова рядом со своими единомышленниками, не видим его в большой общественной работе, в борьбе. Мы видим его в окружении барского, враждебного ему общества, в резком противостоянии к нему. Совершенно противоположным Базарову является образ Павла Петровича Кирсанова. На этом противопоставлении построен сюжет романа. Роман полон маленьких и больших столкновений между Базаровым и Павлом Петровичем, столкновений не на жизнь, а на смерть, столкновений двух враждебных классов.

    Читая роман, мы ощущаем симпатии автора к главному герою. От маленьких до больших споров, начиная от споров за чайным столом и кончая дуэлью, Базаров всегда выходит победителем. Мы видим его моральное превосходство, его силу воли, связь с народом, его принципиальную убежденность.

    В конце романа Базаров погибает. Смерть его случайна в ходе сюжета романа, но не случайна с точки зрения писателя. Тургенев считает, что такие люди преждевременны для России, что для Базарова еще нет настоящего дела.

    Но велика заслуга Тургенева в том, что он сумел сохранить в романе дух эпохи, показать сущность борьбы между революционерами-демократами и консерваторами.

165256 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Смотрите также по
произведению «Отцы и дети»:

Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (Отцы и дети Тургенев)

Свой замечательный роман «Отцы и дети» Тургенев написал в 1861 году. Но это произведение не теряет своей актуальности и по сей день. Само название уже обозначает главный конфликт романа: споры поколений. Прошлому, уходящему поколению, обычно кажется, что они были лучше, добрее, умнее, что их смена — люди совсем другие, не имеющие в этой жизни таких четких нравственных идеалов. Поколению новому все прежние устои кажутся устаревшими, изжившими себя. Так было всегда.

В шестидесятые годы 19 века этот конфликт был особенно ярок. К спору поколений примешивался еще и конфликт уходящего старого дворянства и молодой революционно-демократической интеллигенции. В романе — это конфликт между братьями Кирсановыми и Евгением Базаровым. Но я считаю ошибочным сводить весь спор отцов и детей к столкновению лишь этих героев. Он гораздо глубже. Ведь это и конфликт между Аркадием и его отцом. Конечно, этот спор не так явен, но очень болезнен. Проблема отцов и детей скрывается также в той пропасти, которая легла между Базаровым и его родителями. От этого роман обретает особую остроту, пронзительность.

Хрестоматийный конфликт произведения разыгрывается между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым. Павел Петрович сразу начинает испытывать враждебные чувства к другу своего племянника. Да и сам Базаров считает Кирсанова чудаком. Один его внешний вид вызывает в молодом человеке отвращение: «Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!», «Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит. Аркадий Николаич, ведь это смешно…».

Между этими героями тут же начинают вспыхивать споры и ссоры. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным противником для Базарова. Все слова Кирсанова — лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Вся его прошлая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения. Первая трудность (неразделенная любовь) сделала Павла Петровича ни на что не способным. У него нет своих убеждений. Павел Петрович и внешне, и внутренне напоминает куклу. Базарову, человеку стремительному, деятельному, претит все, из чего «состоит» Кирсанов.

Конфликт Аркадия с отцом не так явен, как вечные столкновения Базарова и Кирсанова, но он очень болезнен. Сам по себе образ Николая Петровича создан автором с большой симпатией. Это человек с нежной душой, достаточно образованный, любящий и ценящий искусство. Он прост и мудр. Аркадий во многом похож на своего отца. Но увлечение нигилизмом заставляет его отдалиться от Николая Петровича. Это отдаление во многом наигранное.

Аркадию очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Молодому человеку очень хочется быть во всем похожим на своего кумира Базарова. Но пропасть между Аркадием и Евгением огромна. На самом деле, младшему Кирсанову для счастья нужно совсем немного: жить в родном доме вместе с отцом, иметь любящую жену, воспитывать детей. Поэтому Николая Петровича так сильно коробит наигранный цинизм сына, его небрежное отношение к вечным идеалам. Кирсанов очень переживает отчуждение Аркадия, но он достаточно мудр, чтобы не обвинять сына. И действительно, через какое-то время Аркадий вновь возвращается к простому человеческому счастью, житейской гармонии, которая и была ему нужна на самом деле.

Самым тяжелым конфликтом, на мой взгляд, является пропасть, легшая между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы. В порыве откровенности он признается, что любит своих родителей. Но в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов». Дело в том, что это презрение не наигранное, как у Аркадия, а настоящее. Отец и мать Евгения безумно любят его. Они пытаются ничем не вызвать раздражения сына, стараются во всем ему угодить.

Как бы Базаров не отрицал образ жизни своих родителей, именно его семья помогла Евгению найти себя в области науки, медицины. Только он, как всегда и бывает, в своем развитии пошел дальше своих родителей. Из-за этого Базаров отдалился от них, утратил способность понимать их, принимать такими, какие они есть, прощать. Евгений не хочет идти навстречу родителям, он считает это шагом назад. Я считаю, что в этом и заключается главная трагедия Базарова. Он нетерпим к людям, отвергает их, если они целиком и полностью не соответствуют его понятиям о жизни. Так он обедняет себя. Сколько любви к сыну мы видим в душе Василия Ивановича и Арины Власьевны! Эти герои особенно дороги автору. Возможно, если бы Базаров смог сблизиться со своими родителями, он остался бы жив.

Я считаю, что спор «отцов» и «детей» вечен. Но так важно всегда относиться друг к другу с пониманием и терпением. Прокладывая дорогу в будущее, никогда нельзя забывать опыта прошлых поколений.

Сочинение на тему: Смысл названия романа «Отцы и Дети»

Иван Сергеевич Тургенев – незаурядный писатель ХlХ столетия. Ему удалось создать несложные, интересно написанные произведения, которые затрагивают вопросы общественной жизни и политического строя, при котором он жил. Благодаря его творчеству мы можем узнать и познакомиться с реалиями прошедшего времени, одновременно сопоставляя их с действительностью сегодняшнего дня.

Роман «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году и по праву признан лучшим произведением писателя. Его перипетии отражают особенности исторического периода, а богатая проблематика затрагивает глобальные вопросы бытия. Например, проблему взаимопонимания между двумя поколениями.

Название романа сразу сообщает читателю, о чем пойдёт речь и уже подводит нас к
конфликту произведения, к вечному конфликту отцов и детей. Автор показывает, как сильно разнятся их убеждения, взгляды и ценности.

Старшее поколение старается жить размеренно и спокойно, отцы вспоминают молодость и размышляют о том, насколько жизнь быстротечна, они уверены, что время — это не то, чем можно легко пренебречь, поэтому нельзя надеяться на случай, который приведет неизвестно куда. Поколение детей, напротив, не стремится сидеть на месте, им не терпится уйти в погоню за счастливым случаем, даже если судьба их полностью перевернется. Одни консервативны, другие прогрессивны сверх серы. Потому главной темой романа является конфликт поколений, который часто переходит в откровенные, настойчивые споры на фоне острых социальных, исторических, личных и политических разногласий.

Конфликт поколений, который выражен в самом названии, был и останется актуальным в любое время. Автор демонстрирует нам отцов и детей со всех сторон, что бы мы лучше могли понять их нрав и узнать об их стремлениях. Для чего? Неужели сейчас ничего не изменилось? В том то и дело, что ничего. Основные закономерности человеческих взаимоотношений остаются неизменными, поэтому автор и дает такое название своему произведению, как бы завещая его потомкам, отправляя посылку в вечность. Мы по-прежнему открываем книгу под названием «Отцы и дети», потому что проблема столкновения двух поколений остается столь же злободневной в наши дни.

Автор: Мария Онилова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — СОЧИНЕНИЕ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ — школьное сочинение — сборник сочинений — лучшее экзаменационное сочинение — сочинение по русской литературе

Новейшие сочинения по русской литературе. Все темы 10-11 класс

Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

План

I. Простое название – сложная проблематика произведения.

II. Разные грани конфликта поколений.

1. Назревшая жажда перемен.

2. Конфликт мировоззрений.

3. Проблема эмансипации женщины.

4. Кривое зеркало новых идей.

5. Отдаленность сословий.

6. Опасность утраты духовности.

7. Неизбежное отдаление детей от родителей.

III. Роман Тургенева – кладезь проблем.

Простое название романа раскрывает свой смысл в богатой и сложной проблематике произведения.

В своем романе Тургенев поднимает проблему столкновения образа мыслей разных поколений, которое можно рассматривать как борьбу двух социально-политических лагерей, сформировавшихся в России в 60-е годы XIX века. Демократизм и аристократизм, материализм и идеализм, целеустремленность и растерянность, новое и старое, радикализм и либерализм – автор раскрывает разные грани конфликта поколений.

И. С. Тургенев отражает в романе назревшую в обществе жажду перемен, свободолюбивые настроения молодежи, но и беспокойство, смятение и неопределенность, всегда сопровождающие переломные моменты истории. Объективная прогрессивность отмены крепостного права не стала общенациональной панацеей, не избавила от всех проблем сразу. Дворянство начинает утрачивать целостность и стабильность, понемногу изживает себя, а на смену еще не пришел «новый человек». Общество уже не может жить по-старому, но еще не знает, как жить по-новому.

Евгений Базаров – представитель революционно настроенной молодежи, чей новаторский потенциал принял форму отрицания. «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип», – разъясняет Аркадий Кирсанов «отцам» (Кирсановым-старшим) базаровскую точку зрения. Наиболее ярко иллюстрирует конфликт мировоззрений антагонизм Базарова и Павла Петровича. Грубоватая прямолинейность первого против вежливости и деликатности второго, простота и даже фамильярность против изысканности и манерности, отрицание любых авторитетов против приверженности «принсипам» блестяще описаны Тургеневым в сценах споров.

Но при всей кажущейся стройности базаровской системы ценностей она не делает молодого нигилиста счастливым. Как он сам выразился, его дело – ломать старое. Но ломать – не строить: агрессия, цинизм, презрение к людям, на мой взгляд, не могут стать фундаментом для гармоничного общества.

Тургенев затрагивает также проблему эмансипации как зарождающейся альтернативы патриархальности. Но только представительница женщин-эмансипе, Авдотья Кукшина, обрисована автором весьма неприглядно, скорее даже отталкивающе. Ее развязность, неряшество и грубость, недалекость суждений, самохвальство, склонность к выпивке – как разительно контрастирует все это с привычным нам образом «тургеневской девушки»!

Без всякой симпатии выводит писатель портрет Кукшиной, равно как и ее товарища Ситникова. В этих персонажах автор отразил проблему неверного восприятия и истолкования новых идей. В исполнении кукшиных и ситниковых любая, даже самая прогрессивная и благая, идея примет уродливый и гротескный вид, исказится, как отражение в кривом зеркале.

Обрисовывает Тургенев также и проблему необразованности народа. Устами Базарова он сетует на невежество крестьян: дескать, русский мужик, слыша гром, думает, что это по небу едет Илья-пророк. Здесь же Тургенев приближается к еще одной глубокой проблеме: враждебности разных сословий. Интеллигент презирает простолюдина, крестьянин боится барина… И все забывают о том, что они, прежде всего, – люди и соотечественники.

Проблема бездуховности и эгоизма, угрожающих новому поколению, отразилась в реплике Базарова: «А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо?» С одной стороны, Евгений несет демократические идеи, с другой – оказывается равнодушным себялюбцем.

Не меньше внимания уделено в романе проблеме другого плана: неизбежному отдалению детей от родителей, особенно при несхожести во взглядах на жизнь. «Сын – отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел – прилетел, захотел – улетел», – говорит Арина Власьевна, любящая мать Базарова. В описании чувств Николая Петровича Кирсанова к сыну Аркадию также сквозит горечь непонимания, ощущение отставания от жизни. Безграничная родительская любовь – не чета ответной любви детей. Дети больше думают о себе, родители больше думают о детях. Это объективная реальность – но и вечная проблема всех отцов и детей.

Роман Тургенева – кладезь проблем, поставленных автором перед своим поколением на срезе меж двух эпох. Тургенев предлагает своим читателям задуматься над этими вопросами, попытаться их решить. Однако и по сей день нет однозначного ответа ни на один вопрос, заданный писателем.



Смысл названия романа отцы и дети

У вас нет времени на сочинение или вам не удаётся написать сочинение? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать сочинения», я написала о правилах и советах написания лучших сочинений, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы сочинений, посмотрите, почитайте:

  1. Сочинение на тему: Мало ли что можно делать в лесу
  2. Сочинение на тему: Человек который мне нравится
  3. Сочинение на тему: Самопожертвование
  4. Сочинение на тему: Друг

Сочинение на тему: Смысл названия романа отцы и дети

Отношения между поколениями — одна из вечных проблем, которую пытаются решить психологи и журналисты, писатели и критики, художники и композиторы. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» эта тема уже упоминается в названии. Можно предположить, что автор произведения стремился найти ответ на один из «вечных» вопросов.

Роман был опубликован в период крайней интенсификации социальной борьбы. Мерзость работы подтверждается бурей критики, вызвавшей ее публикацию. Так, критик А. Скабичевский отмечал в «Патриотических записках» 1868 года, что главная цель романа — противопоставить философию отцов и философию детей. Д.И.Писарев в своей статье «Реалисты» определил основную идею романа как ответы на вопросы молодого поколения: «Что вы за люди? Я не понимаю тебя, я не могу и не буду тебе сочувствовать». Попробуем ответить на вопрос, что означает название романа.

В основе сюжета лежит конфликт между Евгением Васильевичем Басаровым — представителем нового поколения, нигилистом, отрицающим красоту, искусство, чувства, эмоции, и Павлом Петровичем Кирсановым — отставным военным консерватором, уважающим общественные фонды. Их взгляды были совершенно противоположными, они не ладили с первой встречи, между ними были разногласия по каждому вопросу. Павел Петрович — мудрый представитель высшего общества и, несмотря на проживание в деревне, сохранил привычки аристократа.

Басаров — простой внук дьякона, сын районного целителя. Он энергичный и ревностный, сторонник всего нового и прогрессивного, атеист, материалист, «человек науки», очень мудрый, рациональный и трудолюбивый. Мировое видение этих героев также абсолютно противоречиво: Евгений Басаров считал, что жить надо только разумно, отрицая чувства и эмоции, в то время как Кирсанов представлял либеральный взгляд на жизнь, отстаивал высокие идеи достоинства и прав человека, отстаивал самоуважение, честь и свободу каждого человека.

Другая нить сюжета, раскрывающая тему «отцы и дети», — противоречивые и сложные отношения Евгения Басарова с родителями. Старики очень любят своего сына, «души в нем не едят», но сын не разделяет их чувств, родители не могут понять сына, и он довольно холоден к матери и отцу, относиться к ним снисходительно и равнодушно, по крайней мере, снаружи.

На мой взгляд, роман И.С.Тургенева помог читателям понять причину конфликта поколений. По мере того, как они быстро вступают в новую жизнь, постоянные изменения легко принимаются молодыми людьми, но ценности и традиции, которые «отцы» стараются сохранить, должны быть соблюдены.

в чём смысл названия романа отцы и дети?» – Яндекс.Кью

Взаимоотношения разных поколений являются одной из вечных проблем, которую пытаются решить психологи и журналисты, писатели и критики, художники и композиторы. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» эта тема звучит уже в самом его названии. Можно предположить, что автор произведения стремился найти ответ на один из «вечных» вопросов.

Роман был опубликован в момент крайнего обострения общественной борьбы. Злободневность произведения подтверждается той бурей критики, которую вызвало его появление. Так, критик А. Скабичевский в «Отечественных записках» 1868 года отметил, что главная цель романа – противопоставить философию отцов и философию детей. Д.И.Писарев в статье «Реалисты» основную мысль романа определил как ответы на вопросы к молодому поколению: «Что вы за люди? Я вас не понимаю, я вам не могу и не умею сочувствовать». Попробуем и мы ответить на вопрос, в чем же смысл названия романа?

В центре сюжета конфликт Евгения Васильевича Базарова – представителя нового поколения, нигилиста, отрицающего красоту, искусство, чувства, эмоции и Павла Петровича Кирсанова – отставного военного, консерватора, уважающего общественные устои. Их взгляды были совершенно противоположными, они не поладили с первой же встречи, между ними возникали разногласия по каждому вопросу. Павел Петрович является ярким представителем высшего общества и, несмотря на то, что живет в деревне, сохранил привычки аристократа.

Базаров же – простой внук дьячка, сын уездного лекаря. Он энергичен и стремителен, сторонник всего нового и прогрессивного, атеист, материалист, «человек науки», очень умен, рационален, трудолюбив. Мировоззрение этих героев также абсолютно противоречиво: Евгений Базаров считал, что жить нужно исключительно разумом, отрицая чувства и эмоции, Кирсанов же придерживался либеральных взглядов на жизнь, защищал высокие идеи достоинства и прав личности, ратовал за самоуважение, честь и свободу каждого человека.

Источник: Смысл названия, заглавия романа Отцы и дети Тургенева сочинение

Смысл названия романа Тургенева «Отцы и дети» (2 варианта). Почему отцы и дети

В романе «Отцы и дети» описан конфликт
двух поколений. Это разногласие происходит
не только оттого, что часть героев
относится к поколению «отцов», а другая
— «детей», но и потому, что они представляют
разные слои общества — дворянства и
демократов-разночинцев и являются
выразителями противоположных идей,
различных мнений.

Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова
можно отнести к поколению «детей», а
Николая Петровича и Павла Петровича
Кирсановых — к поколению «отцов». Дети
получили многое от своих родителей, но
пошли значительно дальше в своем
развитии.

В чем же смысл названия романа? «Отцы
и дети» — это символ вечно обновляющейся
жизни. Роман «Отцы и дети» — о жизни,
такой, какая предстала перед Тургеневым,
и такой, как он её понял. В романе «Отцы
и дети» очень богатая проблематика.
Но главной проблемой, на мой взгляд,
является нигилизм.

В чем же сущность нигилизма, в
частности нигилизма Базарова?

Он считает прогнившим весь государственный
строй России, поэтому он отрицает «все»:
самодержавие, крепостное право, религию
— и то, что порождено «безобразным
состоянием общества»: народную нищету,
бесправие, темноту, невежество,
патриархальную старину, семью. Однако
положительной программы Базаров не
выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит
ему: «…Вы все разрушаете… Да ведь
надобно же и строить», Базаров отвечает:
«Это уже не наше дело… Сперва нужно
место расчистить».

Роман направлен
против дворянства, причем в этом
произведении Тургенева обличается
именно весь класс помещиков, а не отдельно
взятых дворян, показана их неспособность
вести Россию дальше по пути развития.
Прежняя, изжившая себя мораль, устаревает,
уступая место новому, прогрессивному
движению, новой морали. Одним из носителей
этой морали является Евгений Базаров.
Базаров – разночинец, который, видя
упадок государства, встает пока еще не
на путь строительства новых устоев, но
на путь нигилизма, предшествующего
этому грядущему строительству.

По его же словам,
он отрицает абсолютно все – искусство,
поэзию, авторитеты, религию, самодержавие,
даже любовь. Отличительная черта
нигилизма Базарова в том, что он не
борется против того, что отрицает. Ему
все равно, пойдут ли за ним и за его
убеждениями, он не проповедует нигилизм,
лишь не скрывает своих убеждений и не
боится открыто их высказать. Он
материалист, и это не лучшая его черта
– он называет духовность «романтизмом»
и «вздором», а людей-носителей ее,
презирает. «Порядочный химик раз в
двадцать полезней высокого поэта» –
слова Базарова, из которых мы можем
заключить, что материальный мир для
него куда важнее духовного.

Хотя надо сказать,
что не ко всему материальному миру у
него такое почтительное отношение –
его не волнует его собственное материальное
состояние и то, что о нем думают другие
люди. Он неприхотлив, мало заботится о
модности своей одежды, о красоте своего
лица и тела, он не стремится добыть как
можно больше денег — ему хватает того,
что у него есть. И эта черта – признак
сильных и умных людей.

Тургенев не
видел будущего за поколением “отцов”,
оно отжило свой век, но также автор не
видел будущего и за “детьми”, пришедшими
в мир, чтобы “разрушить” его, “расчистить
место”, не создав при этом ничего нового.
Именно поэтому Тургенев “убивает”
своего героя, не видя за ним будущего,
той роли, которую он бы мог сыграть в
движении России вперед. Но заслуга
автора в том, что он создал образ
современного человека, представителя
разночинной молодежи 60-х годов.

Роман Тургенева
всколыхнул все слои русского общества.
Полемика о нигилизме, об образе
естественника, демократа Базарова
продолжалась целое десятилетие на
страницах почти всех журналов той поры.

Критики XX века
В. В. Боровский и А. В. Луначарский считали
роман «Отцы и дети» значительным явлением
не только литературы, но и всей общественной
жизни, крупным фактом идейной борьбы
60-х годов.

Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Осенью 1860 года Тургенев начинает работу над новым романом, героем которого должен стать “русский Инсаров”. Этому роману Тургенев придавал большое значение, он хотел подвести в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым — спорам между либералами и демократами.

В названии тургеневского романа “Отцы и дети” сразу заявлена проблема социального конфликта между людьми старого и нового миров. Тема романа — разногласия, порой переходящие в открытую борьбу, между либеральным дворянством и революционной демократией в период отмены крепостного права. С течением времени меняется обстановка вокруг, а это не может не наложить отпечатка на формирование сознания подрастающего поколения, на его отношение к жизни. Часто люди старшего поколения, мировоззрение которых формировалась в совершенно других условиях, оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и новый образ жизни. Бывают ситуации, когда это непонимание перерастает во вражду. Если к тому же периоду формирования молодого поколения осложняется ложными социальными преобразованиями в жизни общества, разногласия между отцами и детьми превращаются в пропасть, их разделяющую. Это характерно для событий, происходящих в нашем обществе в настоящее время. В романе Тургенева либералы как сторонники старых взглядов названы “отцами”, а демократы, отстаивающие новые идеи, — “детьми”.

Павел Петрович — умный, волевой человек, обладающий определенными личными достоинствами: он честен, по-своему благороден, верен усвоенной в молодости морали. Но он не чувствует движения времени, не понимает современности, придерживается твердых принципов, без которых, по его понятиям, могут жить только безнравственные и пустые люди. Но его принципы вступили в противоречие с так называемыми прогрессивными взглядами подросшего поколения. Павел Петрович сам называет себя человеком “либеральным и любящим прогресс”. Но это его собственное мнение о себе, а с точки зрения автора, за его либерализмом скрывается сторонник старого строя, старых правил. Базаров почувствовал это уже при первом разговоре с Павлом Петровичем, когда тот поинтересовался его взглядами на жизнь, на существующий политический строй: “Ну, а насчет других, в людском быту принятых постановлений, вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?” — “Что это, допрос?” — спросил Базаров. Павел Петрович слегка побледнел…”. Базаров не верит в благородство аристократа, он видит, что этот человек не разделяет его убеждения, а главное, не сможет и не попытается его понять, и предпочитает не откровенничать с ним.

Внешне прямо противоположен Павлу Петровичу его брат, Николай Петрович. Он добр, мягок, сентиментален. В отличие от бездельничающего Павла Петровича Николай Петрович пытается заниматься хозяйством, но проявляет при этом совершенную беспомощность. Он пытается что-то изменить, следовательно, делает шаг к тому, чтобы хоть как-то приблизить себя к обстоятельствам новой жизни — это уже прогресс.

Аркадий Кирсанов по возрасту представляет молодое поколение. Он взрослеет в среде, отличной от той, которая воспитала его отца и дядю. Аркадий тянется к Базарову и всерьез считает себя его последователем. Но на деле оказывается способным только подражать Евгению. Аркадий сам по себе очень внушаем, и вдали от дома увлекается Базаровым как сильной личностью, непохожей на других. Но взгляды отца и дяди все равно гораздо ближе Аркадию. В родном имении он постепенно отходит от Базарова. Знакомство с Катей Локтевой окончательно отдаляет их друг от друга. Впоследствии Аркадий становится более практичным хозяином, чем его отец, — именно в этом можно усмотреть истинный прогресс и положительное влияние нового времени. Но все равно Аркадия хочется отнести к представителям старого поколения, несмотря на его молодой возраст.

По моему мнению, в романе показан один представитель “детей” — Евгений Базаров. Он именно тот новый герой, которого можно назвать “русским Инсаровым”. Разночинец Базаров противопоставлен дворянам Кирсановым. В этом противопоставлении и заключается конфликт и смысл романа. Базаров подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою связь с народом: “Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника Вы и говорить-то с ним не умеете”.

Особое значение для характеристики Базарова имеет его отношение к Одинцовой. Во всех произведениях Тургенева герой проходит испытание любовью. Такое испытание выпадает и на долю Базарова. В любовном конфликте Базарова и Одинцовой есть нечто новое, отличное от тех, что мы видим в других романах Тургенева. Базаров оказался способным на самоотверженную любовь, которая напугала Одинцову. “Нет, — решила она наконец, — бог знает куда бы это привело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете”. В лице Одинцовой Тургенев показал одну из лучших представительниц дворянства. Но нравы того времени искреннего и умного человека делают холодным и расчетливым. Она не понимает Базарова, ей с ним трудно и страшно, она чувствует, что их разделяет пропасть непонимания, и отказывается от него. Для нее это наиболее простой выход из сложившейся ситуации. Показывая, что она отказывается от бури страстей, предпочитая их привычному покою, Тургенев относит ее к поколению “отцов”.

И в то же время своего героя Тургенев рисует как человека, не склонного отдать свою жизнь на благо народа. Базаров не идеализирует русского мужика. Он осуждает его серость, отсталость и необразованность. Деревенские мужики хорошо относятся к Базарову, потому что видят в нем простого и умного, но одновременно и чужого, не понимающего их человека.

Взаимоотношения разных поколений являются одной из вечных проблем, которую пытаются решить психологи и журналисты, писатели и критики, художники и композиторы. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» эта тема звучит уже в самом его названии. Можно предположить, что автор произведения стремился найти ответ на один из «вечных» вопросов.

Роман был опубликован в момент крайнего обострения общественной борьбы. Злободневность произведения подтверждается той бурей критики, которую вызвало его появление. Так, критик А. Скабичевский в «Отечественных записках» 1868 года отметил, что главная цель романа – противопоставить философию отцов и философию детей. Д.И.Писарев в статье «Реалисты» основную мысль романа определил как ответы на вопросы к молодому поколению: «Что вы за люди? Я вас не понимаю, я вам не могу и не умею сочувствовать». Попробуем и мы ответить на вопрос, в чем же смысл названия романа?

В центре сюжета конфликт Евгения Васильевича Базарова – представителя нового поколения, нигилиста, отрицающего красоту, искусство, чувства, эмоции и Павла Петровича Кирсанова – отставного военного, консерватора, уважающего общественные устои. Их взгляды были совершенно противоположными, они не поладили с первой же встречи, между ними возникали разногласия по каждому вопросу. Павел Петрович является ярким представителем высшего общества и, несмотря на то, что живет в деревне, сохранил привычки аристократа.

Базаров же – простой внук дьячка, сын уездного лекаря. Он энергичен и стремителен, сторонник всего нового и прогрессивного, атеист, материалист, «человек науки», очень умен, рационален, трудолюбив. Мировоззрение этих героев также абсолютно противоречиво: Евгений Базаров считал, что жить нужно исключительно разумом, отрицая чувства и эмоции, Кирсанов же придерживался либеральных взглядов на жизнь, защищал высокие идеи достоинства и прав личности, ратовал за самоуважение, честь и свободу каждого человека.

Еще одна сюжетная линия, которая раскрывает тему «отцов и детей» — противоречивые и сложные отношения Евгения Базарова со своими родителями. Старики очень любят своего сына, «души в нем не чают», но их сын не разделяет их эмоций, Родители не могут понять сына, а он достаточно холоден с матерью и отцом, относится к ним снисходительно и равнодушно, по крайней мере внешне.

На мой взгляд, И.С.Тургенев в своем романе помог читателям понять, в чем причина конфликта поколений. Стремительно врывающееся в жизнь новое, постоянные изменения легко подхватываются молодежью, но ценности и традиции, которое пытаются сохранить «отцы», нужно чтить.

сочинение рассуждение для 10 класса с цитатами

Сочинение Смысл заглавия и названия Отцы и дети романа Тургенва

Роман «Отцы и дети» занимает важное место в творчестве Тургенева. Название этого произведения можно истолковать с разных точек зрения.

Во-первых, основной конфликт произведения — это столкновение либеральных и демократических взглядов. С первых страниц мы понимаем что «Отцы» Кирсановы и «Дети» (по существу только один Базаров) противопоставлены друг другу. При первой встрече с Николаем Петровичем Кирсановым Базаров не сразу подал ему руку. И герой оказался прав, брат Николая Петровича не подал руку Базарову вообще и даже спрятал её в карман. Так наметился основной конфликт романа. Портрет героев также противопоставляет их: балахон Базарова и опрятный вид Павла Петровича сразу заметны читателю.

В сорах Павла Петровича и Базарова мы узнаём об их взглядах. Евгений заявляет, что он нигилист, а Аркадий поддерживает своего друга. Но позже мы понимаем, что на самом деле взгляды базарова Аркадий не разделяет. Евгений считает природу мастерской, а Кирсанов воспринимает её как что-то большее, чем просто мастерская. Кирсановы любят поэзию, музыку, а Евгений отрицает это.

Кульминацией сюжетной линии с Павлом Петровичем и Бзаровым станет дуэль героев. Кирсанов получит ранение и Евгений навсегда покинет дом в Марьино. Таким, образом братья Кирсановы не могут принять взглядов Базарова. Конфликты и непонимания между поколениями неизбежны, молодые несут новые идеи, а старые убеждены в правоте проверенных временем устоев. Ни аристократ Павел Николаевич, ни простой барин Николай Петрович не принимают демократических взглядов Евгения.

Также название этого романа можно понять и как отношения между отцами и детьми в прямом смысле. Отношения Аркадия и его отца и отношения Базарова с родителями. Николай Петрович старается стать ближе к своему сыну, но в то же время стесняется сказать о его новой жене и ребёнке. Аркадий будучи добрым и чутким сам знакомится с Фенечкой. Герой с радостью помогает своему отцу.

Совсем другие отношения у Евгения с его родителями. В первый приезд он сдерживает свои чувства, его мать боится лишний раз что-то спросить, а отец пытается быть не навязчивым. Во второй приезд всё меняется, Базаров уже пережил любовь к Одинцовой, он начинает пересматривать свои взгляды. К тому же герой смертельно болен. В свои последние дни он ради утешения родителей позволяет выполнить религиозные обряды, что никогда бы не позволил нигилист в начале романа. Базаров просит родителей позвать Одинцову, чтобы последний раз увидеть её.

Таким образом, смысл названия романа заключается в противостоянии двух поколений. Как в одной семье, так и в большем масштабе, как противостояние либералов и демократов. В эпилоге мы видим, что Кирсановы счастливо живут в своём имении, Аркадий женился на Кате, Павел Петрович уехал за границу. Родители Базарова приходят на могилу сына. Почему погиб Базаров? Только смерть могла заставить героя отказаться от нигилистических взглядов. Базаров обречен на гибель потому что стоит лишь в преддверии будущего.

Есть в России тождественная дата, которая празднуется 9 декабря. В этот день памяти героев отечества, героев, которые ничего никогда не боялись, смело защищали родину и всегда были самыми смелыми жителями страны.

Важнейшая черта удивительного таланта И.С. Тургенева – острое чувство своего времени, которое является лучшим испытанием для художника. Созданные им образы продолжают жить, но уже в ином мире, имя которому – благодарная память потомков, научившихся у писателя любви, мечте и мудрости.

Столкновение двух политических сил, дворян-либералов и революционеров-разночинцев, нашло художественное воплощение в новом произведении, которое создается в сложный период общественного противостояния.

Замысел «Отцов и детей» – результат общения с коллективом журнала «Современник», где писатель долгое время работал. Писатель тяжело переживал уход из журнала, ведь с ним была связана память о Белинском. Статьи Добролюбова, с которым постоянно спорил Иван Сергеевич и порой не соглашался, послужили реальной основой для изображения идеологических разногласий. Радикально настроенный молодой человек был не на стороне постепенных реформ, как автор «Отцов и детей», а свято верил в путь революционного преображения России. Редактор журнала, Николай Некрасов, поддержал эту точку зрения, поэтому из редакции ушли классики художественной литературы — Толстой и Тургенев.

Первые наброски к будущему роману были сделаны в конце июля 1860 года на английском острове Уайт. Образ Базарова был определен автором, как характер человека самоуверенного, работящего, нигилиста, не признающего компромиссов и авторитетов. Работая над романом, Тургенев невольно проникается симпатией к своему персонажу. В этом ему помогает дневник главного героя, который ведет сам писатель.

В мае 1861 года писатель возвращается из Парижа в своё имение Спасское и делает последнюю запись в рукописях. В феврале 1862 года роман публикуется в «Русском вестнике».

Основные проблемы

Прочитав роман, понимаешь истинную его ценность, созданную «гением меры» (Д. Мережковский). Что Тургенев любил? В чём сомневался? О чём мечтал?

  1. Центральными в книге является нравственная проблема взаимоотношений поколений. «Отцы» или «дети»? Судьба каждого связана с поиском ответа на вопрос: в чём смысл жизни? Для новых людей он заключается в труде, но старая гвардия видит его в рассуждении и созерцании, ведь на них работают толпы крестьян. В этой принципиальной позиции и находится место непримиримому конфликту: отцы и дети живут по-разному. В этом расхождении мы усматриваем проблему недопонимания противоположностей. Антагонисты не могут и не хотят принимать друг друга, особенно этот тупик прослеживается во взаимоотношениях Павла Кирсанова и Евгения Базарова.
  2. Так же остро стоит проблема нравственного выбора: на чьей стороне правда? Тургенев полагал, что нельзя отрицать прошлое, ведь только благодаря ему строится будущее. В образе Базарова он выразил необходимость сохранения преемственности поколений. Герой несчастен, потому что одинок и понят, ведь сам ни к кому не стремился и не хотел понять. Однако изменения, нравится это людям прошлого или нет, все равно придут, и к ним надо быть готовым. Об этом говорит иронический образ Павла Кирсанова, который потерял чувство реальности, надевая в деревне парадные фраки. Писатель призывает чутко реагировать на перемены и пытаться понять их, а не огульно охаивать, как дядя Аркадия. Таким образом, решение проблемы – в толерантном отношении разных людей друг другу и попытке познания противоположной жизненной концепции. В этом смысле победила позиция Николая Кирсанова, который терпимо относился к новым веяниям и никогда не спешил их судить. Его сын тоже нашел компромиссное решение.
  3. Однако автор дал понять, что за трагедией Базарова стоит высокое предназначение. Именно такие отчаянные и самоуверенные первооткрыватели прокладывают миру дорогу вперед, поэтому проблема признания этой миссии в обществе тоже занимает важное место. Евгений кается на смертном одре, что чувствует себя ненужным, это осознание и губит его, а ведь он мог стать великим ученым или искусным врачом. Но жестокие нравы консервативного мира вытесняют его, так как чувствуют в нем угрозу.
  4. Проблемы «новых» людей, разночинной интеллигенции, непростых взаимоотношений в обществе, с родителями, в семье тоже очевидны. Разночинцы не обладают доходными имениями и положением в обществе, поэтому вынуждены трудиться и ожесточаются, видя социальную несправедливость: они ради куска хлеба упорно работают, а дворяне, глупые и бездарные, ничего не делают и занимают все верхние этажи общественной иерархии, куда лифт просто не доходит. Отсюда и революционные настроения, и нравственный кризис целого поколения.
  5. Проблемы вечных человеческих ценностей: любви, дружбы, искусства, отношения к природе. Тургенев умел раскрывать в любви глубины человеческого характера, проверять истинную сущность человека любовью. Но не все проходят эту проверку, пример тому Базаров, который ломается под натиском чувства.
  6. Все интересы и замыслы писателя всецело были сосредоточены на важнейших задачах времени, шли навстречу самым жгучим проблемам повседневности.

    Характеристика героев романа

    Евгений Васильевич Базаров
    – выходец из народа. Сын полкового лекаря. Дед со стороны отца «землю пахал». Евгений сам пробивает себе дорогу в жизни, получает хорошее образование. Поэтому герой небрежен в одежде и манерах, его никто не воспитывал. Базаров — представитель нового революционно-демократического поколения, задача которого — разрушить старый уклад жизни, бороться против тех, кто тормозит общественное развитие. Человек сложный, сомневающийся, но гордый и непреклонный. Как исправить общество, Евгений Васильевич представляет весьма неопределённо. Отрицает старый мир, принимает только то, что подтверждено практикой.

  • Писатель отобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в научную деятельность и отрицающего религию. Герой испытывает глубокий интерес к естественным наукам. С детства родители привили ему любовь к труду.
  • Осуждает народ за неграмотность и невежество, но гордится своим происхождением. Взгляды и убеждения Базарова не находят единомышленников. Ситников, болтун и фразёр, и «эмансипированная» Кукшина – никчёмные «последователи».
  • В Евгении Васильевиче мечется неведомая ему душа. Что делать с ней физиологу и анатому? Её же не видно под микроскопом. Но душа болит, хотя её – научный факт – нет!
  • Тургенев большую часть романа исследует «искушения» своего героя. Он терзает его любовью стариков — родителей – как же быть с ними? А любовь к Одинцовой? Принципы никак не совмещаются с жизнью, с живыми движениями людей. Что же остаётся Базарову? Только умереть. Смерть – его последнее испытание. Он принимает её героически, не утешает себя заклинаниями материалиста, а зовёт возлюбленную.
  • Дух побеждает взбесившийся разум, преодолевает заблуждения схем и постулатов нового учения.
  • Павел Петрович Кирсанов —
    носитель дворянской культуры. Базарову претят «накрахмаленные воротнички», «длинные ногти» Павла Петровича. Но аристократические манеры героя являются внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности.

    • Кирсанов считает, что уважать себя – значит следить за своей внешностью и никогда не терять своего достоинства, даже в деревне. Свой распорядок дня он составляет на английский манер.
    • Павел Петрович вышел в отставку, предавшись любовным переживаниям. Это его решение стало «отставкой» от жизни. Любовь не приносит человеку радости, если он живёт только её интересами и капризами.
    • Герой руководствуется принципами, принятыми «на веру», отвечающими его положению барина — крепостника. Чтит русский народ за патриархальность и за повиновение.
    • В отношении к женщине проявляются сила и страстность чувства, но он их не понимает.
    • Павел Петрович равнодушен к природе. Отрицание её красоты говорит о его духовной ограниченности.
    • Этот человек глубоко несчастен.

    Николай Петрович Кирсанов
    — отец Аркадия и родной брат Павла Петровича. Сделать военную карьеру не удалось, но он не отчаялся и поступил в университет. После смерти жены посвятил себя сыну и благоустройству поместья.

    • Характерные черты персонажа — незлобивость, покорность. Интеллигентность героя вызывает симпатию и уважение. Николай Петрович — романтик в душе, любит музыку, декламирует стихи.
    • Он противник нигилизма, любые назревающие разногласия пытается сгладить. Живёт в согласии со своим сердцем и совестью.

    Аркадий Николаевич Кирсанов
    – человек несамостоятельный, лишен своих жизненных принципов. Он полностью подчиняется другу. Примкнул к Базарову только по молодому задору, так как не имел своих взглядов, поэтому в финале между ними произошёл разрыв.

    • Впоследствии стал рачительным хозяином и обзавёлся семьёй.
    • «Славный малый», но «мякенький, либеральный барич», — говорит о нём Базаров.
    • Все Кирсановы «больше дети событий, чем отцы собственных поступков».

    Одинцова Анна Сергеевна
    — «родственный» личности Базарова «элемент». На основании чего можно сделать такой вывод? Твёрдость взгляда на жизнь, «гордое одиночество, ум – делают ее «близкой» главному герою романа. Она, как и Евгений, принесла в жертву личное счастье, поэтому сердце ее холодно и боязливо относится к чувствам. Она сама попрала их, выйдя замуж по расчету.

    Конфликт «отцов» и «детей»

    Конфликт – «столкновение», «серьёзное разногласие», «спор». Говорить о том, что эти понятия имеют только «негативный оттенок» — значит совершенно не понимать процессов развития общества. «Истина рождается в споре» — эту аксиому можно считать «ключиком», приоткрывающим завесу над проблемами, поставленными Тургеневым в романе.

    Споры – основной композиционный приём, позволяющий читателю определить свою точку зрения и занять определённую позицию во взглядах на то или иное общественное явление, область развития, природу, искусство, нравственные понятия. Используя «приём споров» между «молодостью» и «старостью», автор утверждает мысль, что жизнь не стоит на месте, она многогранна и многолика.

    Конфликт между «отцами» и «детьми» никогда не разрешится, его можно обозначить как «константу». Однако именно конфликт поколений является двигателем развития всего земного. На страницах романа ведётся жгучая полемика, вызванная борьбой революционно-демократических сил с либеральным дворянством.

    Главные темы

    Тургенев сумел насытить роман прогрессивной мыслью: протест против насилия, ненависть к узаконенному рабству, боль за страдание народа, желание основать его счастье.

    Главные темы в романе «Отцы и дети»
    :

  1. Идейные противоречия интеллигенции в период подготовки реформы об отмене крепостного права;
  2. «Отцы» и «дети»: взаимоотношения поколений и тема семьи;
  3. «Новый» тип человека на переломе двух эпох;
  4. Безмерная любовь к родине, родителям, женщине;
  5. Человек и природа. Окружающий мир: мастерская или храм?

В чём смысл книги?

Произведение Тургенева звучит тревожным набатом над всей Россией, призывающим сограждан к объединению, здравомыслию, плодотворной деятельности во благо Родины.

Книга объясняет нам не только прошлое, но и день сегодняшний, напоминает о вечных ценностях. Название романа означает не старшее и младшее поколения, не семейные отношения, а людей новых и старых взглядов. «Отцы и дети» ценны не столько как иллюстрация к истории, в произведении затронуто много нравственных проблем.

Основой существования рода людского является семья, где у каждого – свои обязанности: старшие («отцы») опекают младших («детей»), передают им накопленный предками опыт, традиции, воспитывают в них нравственные чувства; младшие – чтят взрослых, перенимают у них всё важное и лучшее, что необходимо для формирования человека новой формации. Однако их задача – это еще и создание принципиальных новшеств, невозможное без некоторого отрицания прошлых заблуждений. Гармония миропорядка состоит в том, чтобы эти «связи» не рвались, но не в том, чтобы все оставалось по старинке.

Книга имеет большое воспитательное значение. Прочитать её в пору формирования своего характера — значит задуматься над важными жизненными проблемами. «Отцы и дети» учат серьёзному отношению к миру, активной позиции, патриотизму. Учат смолоду вырабатывать твёрдые принципы, занимаясь самовоспитанием, но при этом чтить память предков, даже если она не всегда оказывается правой.

Критика о романе

  • После опубликования «Отцов и детей» разгорелась ожесточённая полемика. М.А Антонович в журнале «Современник» истолковал роман как «беспощадную» и «разрушительную критику молодого поколения».
  • Д. Писарев в «Русском слове» высоко оценил произведение и созданный мастером образ нигилиста. Критик подчеркнул трагизм характера и отметил твердость человека, не отступающего перед испытаниями. Он соглашается с другими авторами критических статей в том, что «новые» люди могут вызывать негодование, но отказать им в «искренности» невозможно. Появление Базарова в русской литературе — это новый шаг в освещении социально — общественной жизни страны.

Во всём ли можно согласиться с критиком? Возможно, нет. Павла Петровича он называет «Печориным маленьких размеров». Но спор двух персонажей даёт повод в этом усомниться. Писарев утверждает, что Тургенев ни одному из своих героев не сочувствует. Писатель же считает Базарова «любимым детищем».

Что такое «нигилизм»?

Впервые слово «нигилист» звучит в романе из уст Аркадия и сразу притягивает к себе внимание. Однако понятие «нигилист» никоим образом с Кирсановым младшим не связано.

Слово «нигилист» было взято Тургеневым из рецензии Н. Добролюбова на книгу казанского философа, консервативно настроенного профессора В. Берви. Однако Добролюбов истолковал его в положительном смысле и закрепил за молодым поколением. В широкий обиход слово ввёл Иван Сергеевич, что стало синонимом слова «революционер».

«Нигилистом» в романе является Базаров, не признающий авторитетов и все отрицающий. Писатель не принимал крайностей нигилизма, окарикатурив Кукшину и Ситникова, но симпатизировал главному герою.

Евгений Васильевич Базаров и поныне учит нас своей судьбой. Любой человек имеет неповторимый духовный образ, будь он нигилист или простой обыватель. Уважение и почтение к другому человеку складывается из почтения к тому, что в нём есть то же тайное мерцание живой души, что и в тебе.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Отцы и дети» — одно из самых лучших произведений И. С. Тургенева. Оно было написано во второй половине XIX столетия, однако не теряет своей актуальности и в наши времена. Для своего времени роман был знаковым, а образ Базарова для многих представителей тогдашней молодежи был идеалом. В романе друг другу противопоставляются представители старшего, консервативного, поколения и младшего, прогрессивного.

Актуальность произведения

Написать сочинение «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» не составит труда для тех школьников, которые уже знакомы с произведением. Помимо необходимости приготовить урок, есть большое количество и других причин, по которым стоит прочитать этот роман. Ведь в нем затрагиваются темы дружбы и любви, природы и человека. Конфликт, который описан в произведении, не теряет актуальность также и в наше время. Основная заслуга великого русского писателя заключается в том, что он сумел не просто описать это столкновение разных мировоззрений, но и описать психологию каждого героя, мастерски раскрыть душевные устремления каждого действующего персонажа, их внутреннюю борьбу.

Противоборствующие стороны в романе

В сочинении «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» учащийся может указать, что наиболее подробно писатель показывает нам этот конфликт во взаимоотношениях двух поколений — старшего и молодого. Через весь роман Тургенев показывает ту пропасть, которая разделяет их. Отличается мировоззрение представителей старшего и младшего поколений, их взгляды на различные события, а также на общечеловеческие идеалы. Однако писатель показывает и то, что несмотря на различия, есть и нечто общее между ними. Несмотря ни на что, представители отцов и детей всегда любят друг друга. Как бы ни разнились их принципы, и какими противоположными бы ни были взгляды на мир, эту любовь нельзя отрицать.

В творчестве Тургенева намного больше, чем в работах других писателей, нашли свое отображение политические идеи того времени — это также можно упомянуть в сочинении «Смысл заглавия романа «Отцы и дети». При этом сам писатель не примыкал ни к группе революционеров, ни к тем, кто считал себя демократами-либералами. Однако ближе всего по своему мировоззрению Тургенев походил на последнюю группу, а также к тем представителям общества своего времени, которые ненавидели крепостное право.

Что хотел сказать автор?

Произведение увидело свет в 1862 году. И само по себе название романа уже наталкивает читателя на размышления о том, что в нем будет разрешаться непростой вопрос о борьбе противоречий между двумя разными поколениями. Но, работая над сочинением «Смысл заглавия романа «Отцы и дети», нужно избежать распространенной ошибки и правильно указать, что же имел в виду писатель.

В действительности Тургенева волнует совсем другое. «Отцы и дети» — это две большие группы: те, кто живет идеями прошлого, консервативными взглядами; а также те новые люди, кто пришел сломать существующий устрой. И в своем произведении писатель пытается понять, кем же являются эти новые люди. Роман «Отцы и дети» — это, прежде всего, история борьбы двух совершенно разных политических мировоззрений. Противостояние осуществляется между двумя группами: старой дворянской интеллигенцией, взгляды которой являются либеральными, и новым поколением, имеющим революционно-демократические взгляды.

Базаров — бунтарь-одиночка

В сочинении с цитатами «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» учащийся может использовать, к примеру, такие фразы:«Мертвый живому не товарищ»;«Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои». В них отображаются те настроения, которые присутствуют в романе. Свое произведение автор построил так, что главный действующий персонаж находится во враждебном социальном окружении. Читатель не видит Базарова вместе со своими единомышленниками, в борьбе за свои взгляды. Он предстает только лишь в окружении враждебного ему общества. Он находится в постоянном противостоянии тем, кто находится рядом с ним.

Павел Петрович: представитель «отцов»

В кратком сочинении «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» можно описать и главных героев, а также то, к какой категории их относит писатель. Павел Петрович предстает перед читателем как умный человек, представитель интеллигенции, обладающий определенными достоинствами. Он честен, а также придерживается той морали, которую усвоил в юные годы. Однако его минус заключается в том, что он не видит движения времени, тех новых тенденций, которые появляются в обществе.

Павел Петрович придерживается только принципов своей молодости, считая, что без них могут жить только совершенно безнравственные люди. Однако его мировоззрение вступает в противоречие с теми идеями, которые в романе называются прогрессивными. Сам персонаж называет себя «либералом, который любит прогресс». Однако это всего лишь его личное мнение о себе. Автор же подчеркивает, что за этим либерализмом скрывается стремление к старому строю и его идеям. Все это Базаров чувствует уже при первом общении с Павлом Петровичем. Он не верил в его благородство, и не разделял его взглядов. Смысл заглавия романа «Отцы и дети» заключается в том, что борьба между двумя поколениями — неистребимый феномен.

Николай Петрович: стремление к прогрессу

Противоположным Павлу Петровичу героем является Николай Петрович. Он намного добрее, чем брат. Ему свойственна некоторая сентиментальность. В отличие от своего брата, который любит предаваться безделью, Николай Петрович старается заниматься хозяйством. Однако при этом он демонстрирует абсолютную беспомощность. Однако сам факт, что он хочет хотя бы что-то изменить в своей жизни, уже говорит о его стремлении к прогрессу.

Аркадий Кирсанов и его принадлежность к старшему поколению

По своему возрасту Аркадий Кирсанов относится к молодому поколению. Его взросление происходит в той среде, которая отличает его от окружения. Кирсанова увлекают идеи Базарова, и он считает себя его последователем. Однако в действительности он оказывается способным лишь подражать главному герою. Само по себе Кирсанов очень внушаем, и потому его привлекает личность Базарова.

Однако те взгляды, которые свойственны отцу и дяде, все-таки оказываются ближе Аркадию. И постепенно, находясь в родном имении, он отходит от Базарова. Окончательно отдаляет двух героев знакомство Кирсанова с Катей Локтевой. В будущем он становится гораздо более практичным хозяином, превосходя даже своего отца. И в этом можно увидеть прогресс и веяния нового времени. Однако, даже несмотря на юность Аркадия, его хочется отнести к представителям «Отцов».

Образ Базарова

Во всем произведении описывается лишь один представитель «детей» — это сам Базаров. Он противопоставляется дворянскому семейству Кирсановых, и является новым героем своей эпохи. В сочинении-рассуждении «Смысл заглавия романа «Отцы и дети» можно указать, что в этом противопоставлении и заключается главный конфликт всего романа. Во время общения с Павлом Петровичем Базаров подчеркивает свою связь с народом, говорит о том, что еще его дед «пахал землю». Поэтому он может считать себя ближе к крестьянам.

Одинцова — женский персонаж, относящийся к «отцам»

Мы рассмотрели, в чем заключается смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети». Но в нем, помимо противостояния двух поколений, также рассматривается тема нежных чувств. Во всех произведениях И. С. Тургенева его главный персонаж проходит испытание любовью. Эта же участь выпадает и на долю Евгения Базарова. И он оказывается на самоотверженную любовь, которая даже пугает Одинцову. Она видит, что с Базаровым ее разделяет пропасть непонимания, с ним она ощущает страх, и потому отказывается от отношений с ним. Для Одинцовой это самый простой способ справиться с ситуацией. Так как героиня отказывается от бури страстей, то ее писатель относит к поколению «отцов».

Происхождение «папы» и почему некоторые мужчины предпочитают называться «отцом»

Прозвища, которые мы используем для родителей, входят и выходят из моды от века к веку и от эпохи к эпохе. Когда-то мужчины предпочитали «Сир». В других случаях «Отец» был предпочтительнее. Что мы действительно знаем, так это то, что в наши дни наиболее согласованный способ называть отца — это называть его, ну, «папа».

Но почему мы отказались от слова «отец» в пользу папы? Короткий ответ: все стало немного менее формальным. Но причина, по которой мы отошли от формальности, заключается в том, что мы приняли то, что лингвистически более естественно для детей и родителей.«Отец» происходит от протоиндоевропейского «pter» и древнеанглийского «fæder», что означает «тот, кто рожает ребенка», отражая детский лепет «pa», а также фонетический сдвиг с «p» на ‘f’ на среднеанглийском.

Однако «папа» не произошел от «отца».

«Это произошло от« дада », — говорит профессор Джон Х. Маквортер, профессор Колумбийского университета, -« естественный звук изо рта детей в качестве второго удара. согласные после того, как они пробуют наиболее естественное «мама». Следующим часто идет «дада», «тата», «баба» или… «папа».«Отец» начинается в протоиндоевропейском языке как «пух-ТАИР», а часть «пух» — это то же самое: то, что начиналось как «па» в «папа». ближе всего к языковым универсалиям, потому что они касаются анатомии рта у младенцев, а не мысли ».

Есть еще одна ключевая причина, по которой со временем это усиливается. Эми Титтнич, специалист из Университета Питтсбурга, в интервью Live Science отметила, что родители обычно воздерживаются от использования таких местоимений, как «я» или «вы», чтобы на раннем этапе не путать своих детей с абстрактными понятиями.«Родители будут использовать [« мама »и« папа »], чтобы помочь своим детям выучить названия ролей, а также для обозначения отношений« мама и я », — говорит Титтнич. «Обычно ребенку требуется некоторое время, чтобы понять, что одного и того же человека можно назвать двумя разными именами».

Согласованная естественность этих языковых принципов означает, что по мере того, как американское общество со временем становится более разговорным и светским, мы уходим (по крайней мере, в этом случае) от термина, который отражает статус-кво, основанный на жестких концепциях класса. и религия — согласно Интернет-этимологическому словарю, одно из значений слова «fæder» на древнеанглийском — «высшее существо».В результате нас обычно застают врасплох, когда мы слышим, как ребенок называет родителя «отцом».

Однако это не единодушное мнение. Мы поговорили с шестью отцами, которые предпочитают — или просто придерживаются — «отца» вместо «папы». Некоторые делают это как дань уважения своим отцам; другие делают это, чтобы звучать более авторитетно. Другие делают это, потому что это нравится их детям. У всех есть свои причины, и, возможно, глубоко внутри некоторые из них просто большие поклонники протоиндоевропейского языка. Вот что они говорят.

Это то, что предпочитал мой отец

Иногда я беспокоюсь, что это звучит немного сурово вслух, но именно так мой отец всегда просил нас называть его, и мне казалось, что для меня важно, чтобы мы продолжили это . Ни у кого в моей семье не было с этим проблем. Я думаю, что ты все еще можешь быть «отцом» и называться «отцом», если в этом есть смысл. Таким образом, это в основном семантическое, но это также нечто большее, чем семантика. — John, Baltimore, MD

Это то, что мой ребенок решил называть меня

Это не столько просьба, не требование или что-то еще, но когда мы учили моего старшего, что все называется, мы всегда просто говорили ‘ это твоя мать »и« это твой отец », и он тоже любил это говорить.Итак, мы сохранили его. Я бы солгал, если бы сказал, что не думаю, что это просто восхитительно правильно, когда к нам подходит наш маленький человечек и говорит: «Папа, мама, можно мне в туалет», или что у тебя есть. Но, как и во всем остальном, я не возражаю против всего, что кажется моим детям естественным и делает их счастливыми. — Эрик, Остин, Техас

Мы всегда были более традиционной семьей

Мой сын не начинал, пока не стал старше. Я думаю, он думал, что это прозвучало более уважительно или просто более профессионально.Вы бы сказали, что мы всегда были более традиционной семьей в том, как вести себя. Так что, возможно, это был его способ принять это спокойно или внести свой вклад в это. Моя жена иногда дразнит меня по этому поводу. Я должен уточнить, как правило, он таким образом знакомит меня с другими людьми. «Это мой отец, вы встречались с моим отцом?» И т. Д. — Патрик, Twin Cities, MN

Это вроде как застряло

В последние два года моя старшая дочь, 21 год, начала звонить. я «отец», и, как ни странно, я его вообще не использовал.Теперь мой четырехлетний ребенок называет меня «отцом», и я полагаю, что теперь у меня есть новый титул. Пока меня не называют «Генри», меня это устраивает. — Генри, Бостон, Массачусетс

Это немного авторитетнее

У меня восемь детей — три мальчика и пять девочек. Я всегда просил, чтобы они называли меня « отцом » не для того, чтобы быть властным, а потому, что в доме может быть немного хаоса, как вы можете себе представить, и мы с женой чувствовали, что это был более авторитетный ярлык, который держал все в секрете. быть слишком хаотичным.«Пожалуйста, не прикасайтесь к клюшкам для гольфа своего отца», я думаю, это звучит лучше. — Elliott, Charlotte, NC

Это прививает мне чувство ответственности

Мне нравится, что мои дети называют меня «отцом» из-за чувства ответственности, которое это прививает мне. Ваш «папа» или «папа» здесь, чтобы одолжить вам машину, ваш «отец» — чтобы вырастить вас, защитить вас и убедиться, что у вас есть инструмент, необходимый для достижения успеха в жизни. Когда мои дети называют меня «отцом», это пробуждает во мне чувство цели каждый день и напоминает мне, что я должен сделать их мир прекрасным местом для роста.- Сэм, Страна Алачуа, Флорида

Ой! Пожалуйста, попробуйте еще раз.

Спасибо за подписку!

Что значит отец?

  • Отцовское

    Родивший ребенка, сына или дочь; генератор; родитель мужского пола

    Этимология: [OE.фейдер, AS. фдер; сродни ОС. Фадар, Д. Вейдер, ОНГ. fatar, G. vater, Icel. ярмарка Sw. И Дэн. фейдер, OIr. athir, L. pater, Gr. path`r, Skr. питр, перх. фр. Skr. p защиты. 75, 247. Ср. Папа, Отец, Патриот, Потенциал, Паблум]

  • Отцовское

    предок мужского пола, более удаленный, чем родитель; прародитель; особенно первый предок; основатель расы или семьи; — во множественном числе отцы, предки

    Этимология: [др. фейдер, AS. фдер; сродни ОС.Фадар, Д. Вейдер, ОНГ. fatar, G. vater, Icel. ярмарка Sw. И Дэн. фейдер, OIr. athir, L. pater, Gr. path`r, Skr. питр, перх. фр. Skr. p защиты. 75, 247. Ср. Папа, Отцовский, Патриот, Потенциальный, Паблум.]

  • Отцовское

    Тот, кто выполняет обязанности родителя, поддерживая, ласковую заботу, совет или защиту

    Этимология: [OE. фейдер, AS. фдер; сродни ОС. Фадар, Д. Вейдер, ОНГ. fatar, G. vater, Icel. ярмарка Sw. И Дэн. фейдер, OIr. атир, Л.патер, гр. path`r, Skr. питр, перх. фр. Skr. p защиты. 75, 247. Ср. Папа, Отцовский, Патриот, Потенциальный, Паблум.]

  • Отцовское

    уважительное обращение к старику

    Этимология: [OE. фейдер, AS. фдер; сродни ОС. Фадар, Д. Вейдер, ОНГ. fatar, G. vater, Icel. ярмарка Sw. И Дэн. фейдер, OIr. athir, L. pater, Gr. path`r, Skr. питр, перх. фр. Skr. p защиты. 75, 247. Ср. Папа, Отцовский, Патриот, Потенциальный, Паблум.]

  • Отцовское

    сенатор Древнего Рима

    Этимология: [OE.фейдер, AS. фдер; сродни ОС. Фадар, Д. Вейдер, ОНГ. fatar, G. vater, Icel. ярмарка Sw. И Дэн. фейдер, OIr. athir, L. pater, Gr. path`r, Skr. питр, перх. фр. Skr. p защиты. 75, 247. Ср. Папа, Отцовский, Патриот, Потенциальный, Паблум.]

  • Отцовское

    сановник церкви, настоятель монастыря, духовник (также называемый отцом духовником) или священник; также старший член профессии или законодательного собрания и т. д.

    Этимология: [OE.фейдер, AS. фдер; сродни ОС. Фадар, Д. Вейдер, ОНГ. fatar, G. vater, Icel. ярмарка Sw. И Дэн. фейдер, OIr. athir, L. pater, Gr. path`r, Skr. питр, перх. фр. Skr. p защиты. 75, 247. Ср. Папа, Отец, Патриот, Потенциал, Паблум.]

  • Отцовское

    один из главных духовных авторитетов первых веков после Христа; — часто собирательно именуются отцами; как, латинские, греческие или апостольские отцы

    Этимология: [OE. фейдер, AS.фдер; сродни ОС. Фадар, Д. Вейдер, ОНГ. fatar, G. vater, Icel. ярмарка Sw. И Дэн. фейдер, OIr. athir, L. pater, Gr. path`r, Skr. питр, перх. фр. Skr. p защиты. 75, 247. Ср. Папа, Отцовский, Патриот, Потенциальный, Паблум.]

  • Отцовское

    тот, кто или то, что дает происхождение; составитель; продюсер, автор или изобретатель; первым, кто занимается каким-либо искусством, профессией или занятием; выдающийся пример или учитель

    Этимология: [OE. фейдер, AS.фдер; сродни ОС. Фадар, Д. Вейдер, ОНГ. fatar, G. vater, Icel. ярмарка Sw. И Дэн. фейдер, OIr. athir, L. pater, Gr. path`r, Skr. питр, перх. фр. Skr. p защиты. 75, 247. Ср. Папа, Отец, Патриот, Потенциал, Паблум.]

  • Отцовское

    Высшее Существо и Создатель; Бог; в богословии первое лицо Троицы

    Этимология: [др. фейдер, AS. фдер; сродни ОС. Фадар, Д. Вейдер, ОНГ. fatar, G. vater, Icel. ярмарка Sw. И Дэн. фейдер, OIr.athir, L. pater, Gr. path`r, Skr. питр, перх. фр. Skr. p защиты. 75, 247. Ср. Папа, Отцовский, Патриот, Потенциальный, Паблум.]

  • Отцовская пословица

    сделать себя отцом; to beget

    Этимология: [OE. фейдер, AS. фдер; сродни ОС. Фадар, Д. Вейдер, ОНГ. fatar, G. vater, Icel. ярмарка Sw. И Дэн. фейдер, OIr. athir, L. pater, Gr. path`r, Skr. питр, перх. фр. Skr. p защиты. 75, 247. Ср. Папа, Отцовский, Патриот, Потенциальный, Паблум.]

  • Отцовская пословица

    взять как своего ребенка; принять; следовательно, принимать как свою собственную работу; признать себя автором или ответственным за (заявление, политику и т. д.)

    Этимология: [OE. фейдер, AS. фдер; сродни ОС. Фадар, Д. Вейдер, ОНГ. fatar, G. vater, Icel. ярмарка Sw. И Дэн. фейдер, OIr. athir, L. pater, Gr. path`r, Skr. питр, перх. фр. Skr. p защиты. 75, 247. Ср. Папа, Отцовский, Патриот, Потенциальный, Паблум.]

  • Отцовская пословица

    предоставить отца

    Этимология: [OE. фейдер, AS. фдер; сродни ОС. Фадар, Д. Вейдер, ОНГ. fatar, G. vater, Icel. ярмарка Sw. И Дэн. фейдер, OIr. атир, Л.патер, гр. path`r, Skr. питр, перх. фр. Skr. p защиты. 75, 247. Ср. Папа, Отец, Патриот, Потенциал, Паблум.]

  • Привет, меня зовут…. Как важно дать ребенку хорошее имя

    Ваш ребенок ленив? Застенчивый? Агрессивный? Или они творческие, вдумчивые или целеустремленные? Почему важны слова, которые мы используем для описания наших детей, и как мы можем дать им хорошее имя.

    Выбор идеального имени — один из важнейших этапов в рождении ребенка. Родители узнают, что имя ребенка становится частью их личности, и у вас есть только один шанс выбрать хорошее.В результате родители часто размышляют месяцами, пробуя разные имена, чтобы увидеть, какое из них подойдет их маленькому свертку. Корнелиус может быть слишком большим, Ира слишком маленькой, но Чарли в самый раз!

    Однако обязанность родителей дать своему ребенку хорошее имя не заканчивается, когда оно напечатано в свидетельстве о рождении. Акт о том, чтобы дать вашему ребенку хорошее имя, продолжается на протяжении всего его воспитания, и эти имена будут не менее важны.

    В мире, полном слов, мы используем язык для идентификации, классификации и установления связи.Слова также используются для обозначения, определения и сравнения, поскольку мы используем их для описания себя и окружающих нас людей. Вы когда-нибудь задумывались о том, как слова, которые мы используем для определения других, могут повлиять на то, как мы относимся к ним или как они относятся к себе? Дети, будучи маленькими губками, впитывают то, что слышат о себе. Они подбирают каждое слово, которое мы подбрасываем, чтобы описать их. Какие слова вы используете для их определения?

    Часто мы используем слова, которые вызывают негативные эмоциональные ассоциации, чтобы описать поведение, которое нам не нравится в наших детях, например, упрямство.Найдите минутку и подумайте о ребенке, которого называют упрямым — что вам приходит на ум? Может быть, вы думаете о ребенке, который не оставит игрушечный проход в продуктовом магазине или просто не коснется своего горошка за обедом, как бы ни умоляли его родители. Но если вы уберете это заранее подготовленное представление о том, как выглядит упрямство, вы вспомните, что поведение ребенка может означать и выглядеть по-разному. Упрямый может означать настойчивый, упорный или решительный. То же слово можно было бы так же легко использовать для описания ребенка, который отказывается поддаваться давлению со стороны сверстников, чтобы запугать кого-то, или того, кто отказывается бросить курить, даже если он борется с таблицами умножения в школе.Как быстро меняются наши эмоциональные чувства, когда мы переходим от описания ребенка как решительного, а не упрямого.

    Помимо слов, вызывающих эмоциональные ассоциации, мы также часто используем поляризованные слова или чувствуем либо негативное, либо позитивное. Например, человек сразу же представляет себе, на что будет похож человек, которого называют «снобом», точно так же, как мы делаем с человеком, которого называют «сладким». Когда мы используем эти поляризованные слова для описания детей, мы часто даем им ярлык абсолютов.Мы говорим, что грубое поведение равносильно грубому ребенку, в 100% случаев без исключений. В результате один случай грубого поведения теперь используется для представления всей личности ребенка.

    Заявление о том, что ребенка нельзя описывать этими отрицательными словами, не означает, что дети никогда не проявляют такого отрицательного поведения или черт. Все они в какой-то момент так и поступают, и такое поведение не следует считать приемлемым. Однако важно помнить, что поведение отрицательное, не ребенок .Действие «плохое», не дочерний .

    Критика поведения отличается от критики ребенка. Когда мы критикуем поведение, мы выражаем неодобрение конкретному действию, но когда мы критикуем ребенка, мы выражаем неодобрение за то, что он есть, — мы показываем, что не одобряем его. Когда мы даем ребенку прозвище «эгоистичный» за нежелание делиться своими хеллоуинскими конфетами, мы не описываем эгоистичный поступок; мы описываем эгоистичного ребенка. Когда мы критикуем детей за то, что они такие, вместо того, чтобы делать это, мы пишем дурную репутацию на бейджике, который они будут носить с собой, куда бы они ни пошли.

    Итак, как нам изменить наши негативные описания на позитивные? В расширении Мичиганского государственного университета есть несколько советов, как дать вашим детям отличные имена!

    • Обратите внимание. Первый шаг — обратить внимание. Обратите внимание, какими словами вы описываете своего ребенка, произносите ли вы их вслух или нет. Попробуйте составить список и подумайте, хорошие ли это имена.
    • Переключите их. Возьмите эти отрицательные имена и поменяйте их местами на положительные.Укажите на сильные стороны вашего ребенка, обратите внимание на его хорошее поведение и дайте ему добрые имена только за то, что он сам. Когда ваш ребенок начинает художественный проект и заканчивается обрывками бумаги, ножницами, скотчем и клеем, разбросанными по всей кухне, вы описываете их как беспорядочные или творческие и артистичные? Ваш малыш, который прячется за вами на семейных собраниях, не решается пообщаться, называется застенчивым, или он просто спокойный, задумчивый или проницательный?
    • Пусть ваш ребенок сам выберет имя. Поощряйте своего ребенка понять, кто он, какими личностными качествами обладают, и придумать себе хорошие имена.

    Слова важны. Они сильны. Слова, которые мы используем, в частном порядке или публично, для описания и определения наших детей, могут и будут влиять на то, как мы смотрим на них и относимся к ним, а также на то, как они относятся к себе. У вас есть возможность дать своему ребенку позитивный, поддерживающий и вдохновляющий внутренний голос. Все начинается с хорошего имени.

    Для получения дополнительных статей о развитии ребенка, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков посетите веб-сайт расширения Michigan State University Extension.

    Вы нашли эту статью полезной?