Майя плисецкая от чего умерла: Скончалась легендарная балерина Майя Плисецкая

Содержание

Скончалась легендарная балерина Майя Плисецкая

Автор фото, Getty

В Германии в возрасте 89 лет скончалась российская балерина Майя Плисецкая, сообщил гендиректор Большого театра Владимир Урин.

По словам Урина, ему позвонил муж артистки композитор Родион Щедрин, с которым она прожила 57 лет. Причиной смерти стал тяжелый сердечный приступ. Медики сделали все возможное, но спасти балерину не смогли, передал рассказ Щедрина Урин.

«Чуть больше недели назад мы встречались с Майей Михайловной и обсуждали юбилейный вечер, посвященный ее 90-летию, который должен был состояться в ноябре в Большом театре. Она была в полном здравии, шутила, но вот так случилось, что сердце великой балерины остановилось», — заявил Урин агентству РИА Новости.

Президент России Владимир Путин выразил глубокие соболезнования родным, близким и всем почитателям таланта балерины.

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве и по материнской линии принадлежала к известной советской балетной династии Мессереров. Ее дядя Асаф Мессерер был знаменитым балетмейстером, народным артистом СССР, двоюродный брат Борис — выдающимся театральным художником, родные братья Александр и Азарий также служили балетмейстерами. Мать, Рахиль Мессерер-Плисецкая, снималась в немом кино.

Семья пострадала от сталинского террора. Отец Майи, работавший директором треста «Арктикуголь», а затем генконсулом СССР на Шпицбергене, в 1938 году был расстрелян, мать отправлена в лагерь для «жен изменников родины» в Казахстане. Девочку-подростка взяла на воспитание сестра матери, балерина Большого театра.

Автор фото, RIA Novosti

Подпись к фото,

«Умирающий лебедь»

Майя Плисецкая впервые выступила на сцене с номером «Умирающий лебедь» в 1942 году в Свердловске, где находилась в эвакуации.

Окончив в 1943 году Московское хореографическое училище, в возрасте 18 лет была принята в балетную труппу Большого театра. После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году — прима балета Большого театра. По оценкам критиков, обладала уникальной пластикой движений и высочайшей балетной техникой.

Наиболее известные партии Плисецкой — Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Аврора в «Спящей красавице», Раймонда в одноименном балете Глазунова, Хозяйка Медной Горы в «Каменном цветке» Прокофьева и Кармен в «Кармен-сюите», поставленной в 1967 году для нее испанским хореографом Альберто Алонсо.

В 1967 году Плисецкая сыграла роль Бетси Тверской в экранизации романа «Анна Каренина» режиссера Александр Зархи, а в 1972 году выбрала «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта. Музыку к «Анне Карениной» сочинил ее муж Родион Щедрин.

«Кроме «Анны Карениной», поставила на сцене Большого театра балеты «Чайка» и «Дама с собачкой», в которых исполняла главные женские партии, но, по ее собственным словам, выдающимся хореографом и режиссером себя не считала и занималась этим «на почве необходимости».

Много лет находилась в творческой оппозиции к главному балетмейстеру Большого театра Юрию Григоровичу, в связи с чем говорили о делении труппы на «партию Григоровича» и «партию Плисецкой».

Суть конфликта заключалась в том, что Плисецкая выступала против монополии Григоровича и добивалась приглашения в Большой театр других постановщиков, как советских, так и западных, но не встречала в этом вопросе понимания со стороны министерства культуры и партийных органов.

Вне Большого театра танцевала в постановках знаменитых балетмейстеров Ролана Пети и Мориса Бежара, созданных специально для нее.

В 1980-х годах была художественным руководителем Римского театра оперы и балета и Национального балета Испании. В 1984 году осуществила знаменитую постановку «Раймонды» в римских Термах Каракаллы.

С 1991 года Плисецкая с супругом жили в Мюнхене.

Балерина оставила сцену в возрасте 65 лет, но еще длительное время участвовала в концертах, вела мастер-классы. В день своего 70-летия она дебютировала в специально написанном для неё номере Бежара «Аве Майя».

Народная артистка СССР (1959), лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца (1962), лауреат Ленинской премии (1964), Герой Социалистического Труда (1985), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из четырех женщин наряду с Ириной Антоновой, Галиной Вишневской и Галиной Волчек), кавалер ордена Почетного легиона. Обладательница множества других наград и премий, почетный доктор Сорбонны, почетный профессор МГУ, почетный гражданин Испании.

В 1966 году подписала «письмо 25-ти» деятелей культуры и науки Леониду Брежневу против реабилитации Сталина.

Владимир Урин сообщил, что юбилейный вечер в день 90-летия Майи Плисецкой 20 ноября пройдет в Большом театре, хотя и без нее.

Скончалась балерина Майя Плисецкая — Культура

МОСКВА, 2 мая. /ТАСС/. Балерина Майя Плисецкая скончалась 2 мая в Германии от сердечного приступа. Об этом сообщил ТАСС гендиректор Большого театра Владимир Урин.

«Мне позвонил супруг балерины Родион Щедрин. Она умерла от тяжелого сердечного приступа. Врачи боролись, но ничего не смогли сделать», — сказал Урин.

Майя  Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве.

Майя дебютировала 21 июня 1941 года

На эту тему

В июне 1934 года Майя Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище. Годы учебы пришлись на тяжелое время: отец и мать Плисецкой были репрессированы, затем началась война и Майе вместе с матерью, вернувшейся из заключения, пришлось уехать в эвакуацию.

Уникальные данные юной балерины — большой шаг, высокий прыжок, великолепное вращение, выразительность рук, ее артистический темперамент и необыкновенная восприимчивость к музыке — были отмечены педагогами. 21 июня 1941 года Майя удачно дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала.

Спустя два года, 1 апреля 1943 года Майя Плисецкая, сдав выпускные экзамены на отлично, была принята в труппу Большого театра. Как и большинство выпускников училища, будущая великая балерина была зачислена в кордебалет. Недостаток сольных партий Плисецкая компенсировала выступлениями во всевозможных концертах. Именно тогда на московских сценах появился ее «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса — номер, который она будет танцевать всю жизнь. Впоследствии на гастролях за рубежом у нее были концерты, на которых она исполняла «Умирающего лебедя» по четыре раза подряд. Никогда не любившая повторов, балерина всегда видоизменяла номер: выходила из разных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе. Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир лебединые движения рук.

Прима-балерина Большого театра

Постепенно Майе Плисецкой стали давать в Большом ведущие партии. Роль Маши в «Щелкунчике» П.И. Чайковского — свою первую главную партию — балерина станцевала уже в первый сезон работы в Большом театре. Затем были Мирта в «Жизели», фея Осени в «Золушке», заглавная роль в балете «Раймонда» А.К. Глазунова, Китри в «Дон Кихоте» и другие.

Незабываемой для зрителей стала роль Одетты-Одиллии в «Лебедином озере»: движения необыкновенно гибких рук и корпуса балерины создавали иллюзию трепета крыльев плывущего лебедя, превращения девушки в птицу. Одетта в исполнении Майи Плисецкой со временем стала мировой легендой. Руки балерины сравнивали с зыбью воды, с волнами, с изгибами лебединых крыльев. Критики называли пластичность ее рук «нечеловеческой».

Майя Плисецкая проработала в Большом театре до 1988 года. В историю мирового балета вошли ее ведущие партии в «Лебедином озере», «Каменном цветке», «Спящей красавице», «Спартаке», «Жизели», «Раймонде» и другие. Все эти роли отточили стиль Плисецкой — графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного па и хореографического рисунка в целом. Редкий талант актрисы — яркий, трагедийный — проявился в партии Кармен в балете «Кармен-сюита», поставленном Альберто Алонсо специально для Майи Плисецкой. Образ Кармен, одна из главных ролей Плисецкой в репертуаре Большого театра, явилась ярчайшим проявлением творческого мастерства великой балерины.

Майя проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера. Она поставила в Большом театре балеты Р.К. Щедрина «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», в которых выступила как исполнительница главных партий. В 1984 году в Риме она поставила балет «Раймонда» А.К. Глазунова.

Как драматическая актриса Плисецкая снялась в художественных фильмах «Анна Каренина», «Чайковский», в телеэкранизациях балетов «Болеро», «Айседора», «Кармен- сюита», «Дама с собачкой», телевизионных фильмах «Фантазия», «Чайка». Ее творчеству посвящен документальный фильм и фильм-концерт «Майя Плисецкая», кинофильм «Балерина», телефильм «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая».

Жизнь после Большого

После ухода из Большого театра Майя Плисецкая работала в Европе. В 1983-1984 годах она была художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988-1990 годах — художественным руководителем «Театро лирико насьональ» в Мадриде.

С 1990 года Майя Плисецкая выступала с концертными программами за рубежом, вела мастер-классы. Она сотрудничала с выдающимися хореографами мира, «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века» Мориса Бежара. В 1992 году в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» на музыку Р.К. Щедрина, где Майя Плисецкая исполнила главную партию.

В 1994 году в Санкт-Петербурге состоялся Первый международный балетный конкурс «Майя», посвященный творчеству Плисецкой. В том же году вышла в свет книга ее мемуаров «Я, Майя Плисецкая…», вызвавшая огромный общественный резонанс в мире. А спустя тринадцать лет Майя  выпустила продолжение книги, которая так и называется — «Тринадцать лет спустя».

С 1995 года Майя Плисецкая является почетным президентом труппы «Имперский Русский Балет», созданной по ее инициативе.

В последние годы жизнь Майи Плисецкой во многом была связана с гастрольной деятельностью мужа, известного во всем мире композитора, народного артиста СССР Родиона Щедрина. Кроме того, великая балерина продолжала выходить на сцену — исполняла балетный номер, поставленный для нее Бежаром — «Аvе Майя».

Награды балерины

Заслуги Майи Плисецкой неоднократно были отмечены на родине и за рубежом. В 1956 году ей присвоено звание народной артистки РСФСР, в 1959-м — народной артистки СССР, в 1985 году — звание Героя Социалистического Труда. Майя Плисецкая награждена орденом Ленина, орденами «За заслуги перед Отечеством» IV, III, II и I степени.

На эту тему

Лауреат Ленинской премии (1964), Премии Анны Павловой  (1962, Париж), профессионального балетного приза «Душа танца» в номинации «Легенда» (2009). Награждена французскими орденами Командора литературы и искусства (1984) и Почетного легиона (1986, 2012), золотой медалью изящных искусств Испании (1991), Большим крестом Командора ордена «За заслуги перед Литвой» (2003). Удостоена Международной Императорской премии Японии (2006).

В 1985 году Плисецкой присвоено звание доктора Сорбонны, в 1993 году — почетного профессора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В Мюнхене скончалась балерина Майя Плисецкая

В Мюнхене на 90-м году жизни скончалась Майя Плисецкая, великая русская балерина.

Имя Майи Плисецкой стало легендарным при жизни. Впервые на сцене Большого театра она появилась в середине 40-х годов, когда еще в зените славы находились Галина Уланова и Марина Семенова.

Плисецкая сразу заняла почетное место среди первых этуалей главной советской сцены.

Кажется, у нее вообще не было периода ученичества. Она вышла на сцену и едва ли не сразу была увенчана всеми мыслимыми лаврами и шумным признанием.

Плисецкая была не только одной из самых ярких звезд советского балета, но и одной из самых титулованных. К концу карьеры она собрала и все балетные призы, и все государственные регалии: народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда и прочее, и прочее.

Но была и другая, трагическая сторона биографии Майи Плисецкой.

В 1938 году был арестован и потом расстрелян ее отец, крупный советский хозяйственник, а ее мать, актриса немого кино Рахиль Мессерер была осуждена и отправлена в лагерь, а потом в ссылку. Поездка к ссыльной матери в город Чекмент – одно из красноречивых воспоминаний Майи Плисецкой из ее нашумевшей автобиографической книги.

С легкостью владея классическим репертуаром Большого театра и имея успех, которому не было равных, Плисецкая всю жизнь искала новые формы и новые роли. Одетта-Одилия, Аврора, Раймонда и прочие хрестоматийные партии были ей в конце концов скучны.

Она сама строила свой репертуар, чего в Большом театре до нее, кажется, никто не мог себе позволить.

Ее муж, композитор Родион Щедрин, написал специально для Плисецкой балеты по мотивам «Анны Карениной», «Чайки», «Дамы с собачкой», которые на многие годы заняли почетное место в московской афише.

Выдающимся достижением Плисецкой стала роль Кармен в опять же специально для нее написанном Щедриным и поставленном кубинским хореографом Альберто Алонсо балете «Кармен-сюита» по мотивам оперы Бизе.

Особая страница истории современной культуры – сотрудничество Майи Плисецкой с французским хореографом Морисом Бежаром. Вместе они сделали такие яркие постановки, как «Айседора», «Видение розы», «Аве Майя».

Плисецкой посвящал стихи Андрей Вознесенский, Сергей Параджанов увековечил ее образ в своих коллажах, великий французский кутюрье Пьер Карден делал костюмы к ее спектаклям и посвятил ей несколько своих коллекций.

Майя Плисецкая выступала в крупных партиях примерно на 30 лет дольше, чем это принято в балете. И публика, несомненно, была бы рада видеть ее на сцене всегда. Роковой сердечный приступ настиг Плисецкую во время подготовки к юбилейным торжествам, которые должны были состояться в Москве в конце осени этого года.

Умерла Майя Плисецкая :: Общество :: РБК

В Германии от сердечного приступа скончалась Майя Плисецкая. Балерине было 89 лет

Майя Плисецкая

(Фото: ТАСС)

В Германии в субботу, 2 мая, скончалась Майя Плисецкая. О кончине балерины сообщает ТАСС со ссылкой на гендиректора Большого театра Владимира Урина. Майе Плисецкой было 89 лет.

«Мне позвонил супруг балерины Родион Щедрин. Она умерла от тяжелого сердечного приступа. Врачи боролись, но ничего не смогли сделать», — приводит агентство слова Урина.

«Буквально чуть больше недели назад мы встречались с Майей Михайловной и обсуждали ее юбилейный вечер, посвященный ее 90-летию, который должен был состояться в ноябре в Большом театре. Она была в полном здравии, шутила, но вот так случилось, что сердце великой балерины остановилось», — цитирует Урина РИА Новости.

«Уходят великие люди XX столетия. Среди самых великих стоит абсолютно особняком Майя Плисецкая — великая балерина, великая женщина, уникальная индивидуальность. Это понимали не только в России, но и во всем мире: Майя Плисецкая — это символ русского балета XX века», — добавил гендиректор.

На 90-м году жизни скончалась Майя Плисецкая

В Германии умерла балерина Майя Плисецкая – Москва 24, 02.05.2015

Балерина Майя Плисецкая скончалась 2 мая в Германии от сердечного приступа, сообщает телеканал «Москва 24» со ссылкой на гендиректора Большого театра Владимира Урина.

Знаменитая балерина скончалась на 90-м году жизни.

«Мне позвонил супруг балерины Родион Щедрин. Она умерла от тяжелого сердечного приступа. Врачи боролись, но ничего не смогли сделать», – сказал Урин.

Гендиректор Большого театра Владимир Урин добавил, что Майя Плисецкая будет похоронена в России, а прощание с ней должно пройти в Большом театре.

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Окончив Московское хореографическое училище в 1943 году, была принята в труппу Большого театра. С 1960 года народная артистка СССР становится примой балета Большого театра.

Одни из наиболее известных партий балерины: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Аврора в «Спящей красавице», Раймонда в одноименном балете Глазунова, Хозяйка медной горы в «Каменном цветке» Прокофьева и Кармен в «Кармен-сиюте».

В 1980-х годах она была худруком Римского театра оперы и балета, а также Испанского национального балета в Мадриде. Сцену она оставила в возрасте 65 лет.

Фотогалерея

1 из 12

Плисецкая имеет множество наград различных государств. Ей присвоены звания народной артистки СССР (1959), Героя Социалистического труда (1985). Она является кавалером трех орденов Ленина (1967, 1976, 1985), орденов «За заслуги перед Отечеством» III (1995), II (2000), I (2005) и IV степени (2010), орденов Франции «За заслуги в литературе и искусстве» (1984, Командор) и Почетного легиона (1986).

В июле 1991 года король Испании Хуан-Карлос вручил Майе Плисецкой высший орден Испании – «Орден Изабеллы Католической» и пожаловал ей дворянское звание. В Испании она была награждена Золотой медалью искусств (1991) и Премией Принца Астурийского (2005).

Российская балерина также удостоена звания «Почетного гражданина Испании». Среди многочисленных наград балерины – Международная премия, ежегодно присуждаемая мэром Парижа самой элегантной женщине года – «Превосходная–1986», премия «Национальная гордость России» (2003), Большой крест Командора ордена «За заслуги перед Литвой» (2003), медаль за заслуги перед Вильнюсом – медаль имени княгини Барборы Радвилайте (Barbora Radvilaite) (2005) и другие.

Плисецкая с 1958 года замужем за композитором Родионом Щедриным. В 1991 году Плисецкая и Щедрин переехали в Германию, в Мюнхен.

Владимир Путин выразил глубокие, искренние соболезнования родным, близким и всем почитателям таланта великой русской балерины Майи Плисецкой в связи с ее кончиной. Об этом сообщила пресс-служба Кремля.

Майя Плисецкая – биография, фото, личная жизнь, муж и дети, рост и вес, причина смерти

Биография Майи Плисецкой



Майя Плисецкая – величайшая русская балерина, более сорока лет служившая сцене Большого театра. Народная артистка СССР, Герой социалистического труда, она объездила весь мир со спектаклями «Лебединое озеро» (Одетта и Одиллия), «Дон Кихот» (Китри), «Каменный цветок» (Хозяйка медной горы), «Кармен-сюита» (Кармен) и другими.

На фото: Майя Плисецкая



Ей рукоплескали генеральные секретари и президенты, королевы и премьер-министры. Всю свою жизнь она была словно натянутая струна, звучащая на пределе собственных возможностей, и ушла из нее накануне 90-летия: гордой, царственной, необычайно яркой.

Детство, юность, семья



Майя родилась осенью 1925 года в московской семье Михаила Плисецкого и Рахиль Мессерер. Позже у нее появились братья Александр и Азарий. Рахиль Михайловна до начала тридцатых годов известна как актриса немого кино. Ее сестра Суламифь и брат Асаф были балетными драматическими артистами. Михаил Эммануилович работал в Комиссариате иностранных дел и внешней торговли дипломатом, был начальником советских угольных рудников на архипелаге Шпицберген.

Майя Плисецкая с родителями



Майе было около пяти лет, когда она впервые попала в театр. Вспоминая об этом, балерина рассказывала:

…когда я была совсем маленькая, я не знала, кем хочу стать, даже и вопрос такой не стоял. Но мне всегда нравилась сцена. И первая сцена, первый спектакль, который я увидела, был драматический спектакль. Он мне безумно понравился. Назывался «С любовью не шутят». У меня была тетка драматическая актриса. Она была сначала у Завадского, потом в театре Ермоловой. Я с ней ходила в драматические театры, потом в балет. Но все равно мне драма нравилась больше. Но отдали меня в балет, потому что все-таки танцевала, была в артистической среде.



Танцевала Майя всегда. Однажды в Баренцбурге, на архипелаге Шпицберген, где какое-то время жила семья дипломата, ей, еще совсем малышке, поручили партию Русалочки, которую она исполнила с блеском. Когда в 1934 году Михаилу Эммануиловичу дали отпуск, Майя с родителями и братом приехала в Москву и там ее определили в Московское хореографическое училище в класс Евгении Долинской.

Майя Плисецкая в детстве



Учебу пришлось прервать, когда кончился отпуск, но затем, уже в 1935 году, отца перевели на работу в Москву, и Майя снова пришла на занятия уже к бывшей солистке Мариинки Елизавете Гердт, у которой занималась в последующие годы.

В 1938, за несколько месяцев до рождения младшего сына, Михаила Эммануиловича арестовали, а затем расстреляли как врага народа. Затем арестовали маму Майи. Женщина избежала расстрела – ее с грудным Азарием отправили в лагерь в Казахстан. Майя не понимала, что происходит. Ее удочерила родная тётка, а брата принял в семью дядя Асаф.

Майя Плисецкая и ее тетя Суламифь



В четырнадцать ей наконец дали разрешение съездить к матери в Чимкент. Рахиль Михайловна организовала там танцевальный класс, тем и зарабатывала на жизнь. В одном из концертов, которые проходили в городе, участвовала и ее дочь, впервые исполнившая тогда партию умирающего лебедя.

Майя Плисецкая с мамой и братьями



В 1941 году маму Майи освободили, и вся семья воссоединилась в Москве. А через три месяца началась Великая Отечественная война, семью Мессерер эвакуировали в Свердловск.

Творческий путь



В 1942 году Плисецкая вернулась в Москву и закончила обучение. Выпускной экзамен сдавала в роли Повелительницы дриад в балете «Дон Кихот» и заработала заслуженное «отлично».

Приглашение в кордебалет Большого театра не заставило себя ждать. Майя проявила себя в балете «Шопениана» и вскоре получила свою первую сольную роль Маши в «Щелкунчике», а следом партию Джульетты и Царь-девицы в спектакле «Конек-Горбунок».

Майя Плисецкая в «Шопениане»



В 1947 году ей доверили партии Одетты и Одиллии в «Лебедином озере». В 1949 году она выступала сольно на концерте, который состоялся в Кремлевском дворце в честь дня рождения Иосифа Сталина, после чего стала выездной, несмотря на статус дочери «врага народа».

Майя Плисецкая в роли Одетты (70-е)



Правда, побывав в Индии в 1953 году, Плисецкая снова стала «невыездной»: она позволила себе вольное общение с иностранцами, беседовала с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру. Когда ее не выпустили на гастроли во Францию и Китай, Майя стала писать «умоленные» письма новым вождям – Никите Хрущеву, Николаю Булганину, Дмитрию Шепилову. Все ее просьбы остались без ответа.

Майя Плисецкая на гастролях в Индии



Когда большая часть труппы Большого театра уехала на гастроли в Лондон, Плисецкая решила поставить с оставшимися коллегами «Лебединое озеро». Был 1958 год, на премьере – аншлаг, в ложах – все высшие чины государства, включая высшее лицо.

Майя Плисецкая в молодости



По словам Плисецкой, хореографа и балетмейстера спектакля, публика устраивала после каждого акта и последнего закрытия занавеса шквальные овации, успех был ошеломительным. Весной 1959 года с высочайшего позволения балерину выпустили на гастроли в США.

Молодость Плисецкой была связана с Большим театром



В шестидесятые Майя стала официальной примой Большого театра. Именно тогда кубинский балетмейстер Альберто Алонсо поставил не его сцене новаторскую «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина. Исполнение роли Кармен было рассчитано именно на Плисецкую.

Майя Плисецкая в образе Кармен



Публика, привыкшая видеть любимую Майю как классическую балерину, восприняла новые сценические приемы весьма прохладно, о чем Плисецкая вспоминала позже в своей книге:

На премьере мы ах как старались! Из кожи лезли. Но зал Большого был холоднее обычного. Не только министр Фурцева и ее клевреты, а и добрейшая ко мне московская публика ждали второго «Дон Кихота», милых вариаций на привычную им тему. Бездумного развлечения. А тут все серьезно, внове, странно. Аплодировали больше из вежливости, из уважения, из любви к предыдущему. А где пируэты? Где шене? Где фуэте? Где туры по кругу? Где красавица-пачка проказливой Китри? Я чувствовала, как зал, словно тонущий флагман, погружался в недоумение.



В 1964 году в Большой пришел новый балетмейстер Юрий Григорович, с которым у Майи Михайловны сразу развернулся затяжной конфликт. Сказалась и неготовность Григоровича к экспериментам, его желание видеть в главных партиях свою возлюбленную Наталью Бессмертнову и закономерное снижение качества постановок.

Майя Плисецкая и Юрий Григорович



В 1966 году Плисецкая оказалась в числе 25 деятелей культуры, написавших «открытое письмо» против реабилитации Сталина.

В 1972 году балерина снова выступила как хореограф, поставив на сцене балет «Анна Каренина», а в 1980 – «Чайку». Оба балета создал Родион Щедрин, муж Плисецкой.

Майя Плисецкая в балете «Чайка»



Полтора года прима-балерина была худруком балета Римской оперы, за ее постановки была удостоена премии «Виа Кондотти». Затем Майя работала в Испании, где тесно сотрудничала с оперной дивой Монтсеррат Кабалье. Вместе они поставили оперу-балет «Виллиса» Джакомо Пуччини. Монтсеррат спела партию «Умирающего лебедя», а балерина впервые танцевала под звук человеческого голоса.

Камиль Сен-Санс. Лебедь. Майя Плисецкая (1974)

В 1990 году Плисецкая в последний раз вышла на сцену Большого театра как прима труппы. После спектакля «Дама с собачкой» худрук Юрий Григорович уволил балерину, разменявшую седьмой десяток, а также ее куда более молодых коллег Владимира Васильева и Екатерину Максимову.

За кулисами



С 1991 года, после распада СССР, Майя Михайловна проживала в основном в Мюнхене, выезжая на спектакли в лучших мировых театрах. Она сотрудничала с лучшими хореографами, к примеру, Роланом Пети и Морисом Бежаром, исполнила главную партию в балете «Безумная из Шайо». В 1995 году Плисецкая основала международный конкурс балета «Майя», первый из них состоялся на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге.

Bolero Морис Равель. 50-летняя Майя Плисецкая

Выдающаяся артистка создала немало образов в кино и на телевидении. С ее участием вышли десятки телеспектаклей, а на большом экране она создала образы Бетси Тверской в «Анне Карениной» 1967 года, итальянской певицы Дезире Арто в фильме «Чайковский», Марины Полозовой в «Фантазии», снятой Анатолием Эфросом по мотивам произведения Ивана Тургенева «Вешние воды». Поклонники запомнили любимую балерину и в образе Музы в фильме Ионаса Вайткуса «Зодиак».

«Анна Каренина»: Майя Плисецкая в роли Бетси



В 2000 году балерина выступала в Токио с премьерой спектакля «Крылья кимоно». В нем она исполнила главную партию Небесной Феи. В 2003 году ставила там же танец в мюзикле «Аида».

В зрелые годы балерина продолжала учить молодые дарования



Историю жизни балерина подробно рассказала в автобиографии «Я, Майя Плисецкая».

Личная жизнь Майи Плисецкой



По признанию Плисецкой, она с юности была весьма влюбчивой. Ее первой большой любовью стал партнер по «Лебединому озеру» Вячеслав Голубин, но романтика отношений вскоре сошла на нет.

Позже у нее завязался бурный роман с артистом кордебалета иранского происхождения Эсфендьяром Кашани. Майя не скрывала чувств, регулярно и открыто приезжая на шикарном лимузине в коммуналку на Шаболовку, где жил ее избранник. Отношения стали настолько серьезными, что Эсфендьяр был представлен родне балерины как жених. Но свадьба так и не состоялась, поскольку Майя охладела к возлюбленному.

Перекидной прыжок от Майи Плисецкой

В 1956 году Плисецкая приметила латвийского танцовщика Мариса Лиепу, поступившего в Большой театр. Статный красавец был на 11 лет моложе. Балерина предложила Марису стать ее партнером в «Лебедином озере», что вознесло его в ранг первых исполнителей. Затем помогла ему выехать на заграничные гастроли, а вскоре пара официально зарегистрировала отношения. Вместе они прожили всего три месяца, после чего решили расстаться. По словам балерины – «не сошлись характерами».

Майя Плисецкая и Марис Лиепа



Со знаменитым в те времена композитором Родионом Щедриным Плисецкая познакомилась в гостях у главной музы Владимира Маяковского Лилии Брик. Она была старше на семь лет, но очаровала Щедрина настолько, что вскоре он сделал ей предложение. В 1958 году пара расписалась.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин в молодости



«Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет», – рассказывала Плисецкая о муже. А супруг во всем поддерживал ее и отстаивал ее интересы перед советским правительством. Именно благодаря его стараниям прима получила возможность выезжать за рубеж.

Майя Плисецкая с мужем и любовью всей жизни



По слухам, Майя и в браке позволяла себе бурные романы, так, ей приписывали отношения с братом президента США Джона Кеннеди Робертом. Несмотря на отсутствие детей, вместе со Щедриным они прожили более пятидесяти лет и создали шедевры, навсегда изменившие мировой балет.


Смерть и память



В последние годы жизни балерина не выходила на сцену. Она давала мастер-классы, жила в Мюнхене, иногда приезжая в Россию, писала мемуары. В 2010 году вышла третья автобиография Плисецкой «Читая жизнь свою…».

Майя Плисецкая в последние годы жизни



В 2015 году Большой театр готовился чествовать приму – в ноябре ей должно было исполниться 90. Но до юбилея Майя Михайловна не дожила полгода. В мае она скончалась от обширного инфаркта в Мюнхене.

По завещанию великой балерины ее прах будет соединен с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.



В ноябре 2015 года состоялся вечер памяти Майи Плисецкой в Большом театре, а скверу на Большой Дмитровке присвоено ее имя. В 2016 году там состоялось открытие памятника балерине.

Памятник Майе Плисецкой



Почта России выпустила марку в честь Плисецкой, как полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством». Памяти Майи Михайловны посвящаются театральные вечера и концерты в разных городах мира.

Важные события в жизни


  • 1943 год: окончила хореографическое училище и принята в труппу Большого театра.
  • 1944 год: исполнила первую главную роль Маши в постановке «Щелкунчик».
  • 1951 год: присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
  • 1956 год: вышла замуж за коллегу Мариса Лиепу. В этом же году развелась. Присвоено звание народной артистки РСФСР.
  • 1958 год: вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. Поставила в Большом театре балет «Лебединое озеро».
  • 1959 год: присвоено звание народной артистки СССР.
  • 1964 год: получила Ленинскую премию.
  • 1967 год: снялась в роли Бетси Тверской в фильме «Анна Каренина».
  • 1972 год: поставила на сцене балет «Анна Каренина».
  • 1980 год: поставила в Большом театре балет «Чайка».
  • 1983 год: приглашена худруком балета Римской оперы, за ее постановки удостоилась премии «Виа Кондотти».
  • 1984 год: удостоена звания командора французского ордена Искусств и литературы.
  • 1985 год: получила звание Героя социалистического труда.
  • 1990 год: уволена из Большого театра.
  • 1991 год: награждена испанским орденом Изабеллы Католической.
  • 1994 год: выпустила автобиографию «Я, Майя Плисецкая».
  • 2005 год: награждена японской международной Императорской премией.
  • 2007 год: выпустила книгу «Тринадцать лет спустя. Сердитые заметки в тринадцати главах.
  • 2010 год: выпустила книгу «Читая жизнь свою…».
  • 2011 год: награждена японским орденом Восходящего солнца.
  • 2015 год: удостоена театральной премии «Золотая маска».
  • 2 мая 2015 года: дата смерти. Скончалась от обширного инфаркта миокарда.

Редакция УзнайВсё.ру

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Лучшие фильмы

Майя Плисецкая — биография, личная жизнь, фото, балет, причина смерти и последние новости

Биография

Плисецкая Майя Михайловна – великая русская балерина, обладательница множества наград, актриса, хореограф, сильная, яркая и талантливая женщина. Майе Плисецкой самой судьбой было предначертано принадлежать миру искусства, поскольку яркий талант этой выдающейся звезды отечественного балета во многом был предопределен генами.

Майя Плисецкая | Глазами женщины

Девочка родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье актрисы Рахили Мессерер и Михаила Эммануиловича Плисецкого. По материнской линии в роду Майи было сразу несколько знаменитостей: тетя Суламифь Мессерер и дядя Асаф были звездами балета и пользовались особым покровительством вождя. Тетка Елизавета, была актрисой, и именно ей маленькая Майя обязана своей любовью к театру. Мать будущей балерины играла в немом кино, а отец имел более приземленную профессию, занимая высокие хозяйственные должности при правительстве.

Майя Плисецкая с родителями | Комсомольская правда

В 1932 году семья перебралась на Шпицберген, где Михаил Плисецкий сначала был директором «Арктикугля», а затем — консулом СССР. В Шпицбергене одиннадцатилетняя Майя впервые появилась на сцене. Она исполняла роль в опере «Русалка». По возвращении в столицу во время отпуска в 1934 году Плисецкую записали в Московскую хореографическую школу. Казалось бы, все складывалось как нельзя лучше, и главная мечта девочки-подростка была близка к осуществлению. Однако страшный 1937 год перечеркнул все надежды.

Майя Плисецкая в детстве | Комсомольская правда

1 мая Михаила Эммануиловича арестовали по подозрению в измене родине, а через год расстреляли без суда и следствия. Отец Майи был реабилитирован посмертно, в эпоху хрущевской оттепели. Через год после ареста отца забрали и маму, прямо из зала Большого театра, где шел спектакль в исполнении ее сестры, Суламифи. Рахиль вместе с грудным братом Майи, Азарием, была сослана в Казахстан, и лишь в 1941 году ей удалось вернуться в Москву. Другого сына Плисецких, Александра, приютил его дядя Асаф, двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Сулмифь, в противном случае осиротевшим детям грозил детский дом.

Майя Плисецкая в юности | LiveInternet

Во многом благодаря усилиям тетки, Майя не только пережила эту страшную трагедию, но и нашла в себе силы вновь встать к балетному станку, учиться и жить дальше. Необыкновенный природный артистизм, гибкость, выразительность, тонкое чувство музыки и ритма юной Плисецкой снискали ей благосклонность педагогов. За день до начала войны состоялся выпускной концерт, первый профессиональный дебют будущей примы-балерины.

Первые выступления

Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.

Майя Плисецкая в юности | Понедельник

В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.

Карьера в Большом театре

Вся биография Майи Плисецкой тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства. Вскоре талантливой балерине стали доверять центральные роли, ко многим заглавным партиям она продвигалась постепенно, от одного женского персонажа к другому.

Майя Плисецкая на сцене Большого театра | Студия танцев

В первом же сезоне Плисецкая станцевала Машу в «Щелкунчике», затем Мирту в «Жизели», она была первой феей Осени в «Золушке», Китри в «Дон-Кихоте». В «Спящей красавице» Майя сначала исполняла роли фей, постепенно добравшись до Авроры. Особенно запомнились зрителям ее Одетта и Одилия в «Лебедином озере». Вскоре Плисецкая стала прима-балериной Большого театра, сменив великую Галину Уланову.

Другими, не менее яркими ролями прославленной танцовщицы стали ведущие партии в балетах:

  • «Легенда о любви»;
  • «Кармен-сюита»;
  • «Каменном цветок»;
  • «Раймонда»;
  • «Конек-Горбунок»;
  • «Ромео и Джульетта»;
  • «Бахчисарайский фонтан» и другие.

Зная о тяжелом повседневном труде большинства танцовщиц и изнуряющих балетных тренировках, нетрудно поверить в то, что Майя Плисецкая не любила эти занятия. По ее собственному признанию, она любила танцевать, вкладывала душу не только в пластику и гармонию движений, но и проживала жизнь своих героинь на сцене. Возможно, именно талант и природный артистизм позволили великой балерине, не доводя себя до физического истощения бесконечными занятиями, так долго оставаться в форме, танцевать до 65 лет и выходить на сцену в 70 лет.

Майя Плисецкая на сцене Большого театра | Российская газета

Майя Плисецкая прославилась не только как великолепная танцовщица, но и как талантливый хореограф-постановщик и балетмейстер. В том числе немало спектаклей она поставила на сцене Большого театра, исполняя во многих заглавные роли. К сожалению, в конце 80-х годов балерина была вынуждена уйти с главной балетной площадки страны. Причиной стал конфликт с руководством. В 1990 году Юрий Григорович уволил свою приму вместе с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.

Балеты

В качестве балетмейстера, сотрудничая с другими хореографами и режиссерами, Майя Плисецкая поставила балеты «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка», «Дама с собачкой». Балерина работала руководителем Римского театра оперы и балета, а после — Испанского национального балета. Она сотрудничала с Рудольфом Нуриевым и Роланом Пети, с Михаилом Барышниковым и Морисом Бежаром.

Майя Плисецкая | Brainspace

Специально для Майи Плисецкой были поставлены спектакли «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Прелюдия», «Безумная из Шайо», «Айседора», «Леда», «Курозука». Для многих постановок музыку писал композитор Родион Щедрин, муж балерины.

Фильмы и книги

Как и всякий талантливый человек, Майя Плисецкая не ограничивала свою творческую деятельность одним видом искусства, хотя балет был ее жизнью. Она снялась во многих лентах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера. 

Майя Плисецкая в фильме «Анна Каренина» | Культура

О жизни и судьбе балерины снято несколько документальных фильмов, а сама она написала и издала серию мемуаров, где описала свою жизни откровенно и беспристрастно.

На всех фото талантливая танцовщица выглядит сильной, яркой и дерзкой. Несмотря на средний рост, она всегда казалась чуточку выше других благодаря прекрасной осанке и гордой посадке головы. Такой она и была в жизни, судьбе не удалось сломить эту женщину, которая и в 70 лет выходила на сцену с грацией юной девушки. Возраст — таланту не помеха, и Майя доказала это с блеском. На ее счету множество наград и медалей, титулов и званий, в том числе и зарубежных.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин | Российская газета

Знаменитой балерине принадлежит немало интересных высказываний, ставших крылатыми фразами. Так, в своих мемуарах она упоминала о Пьере Кардене как о лучшем по ее мнению дизайнере, а на вопрос о том, как ей удается сохранять прекрасную фигуру, с юмором отвечала, что просто жрать надо меньше. И никаких вам зверских диет.

Личная жизнь

Первым мужем Плисецкой стал балетмейстер Марис Лиепа, однако, этот союз продлился всего три месяца. Второго супруга, композитора Родиона Щедрина, Майя встретила на вечере у Лили Брик, роковой музы Владимира Маяковского. 

Майя Плисецкая и Родион Щедрин | Starnote

Встречаться они начали спустя три года, а в 1958 году поженились и прожили вместе более полувека. Детей у пары не было, поскольку Майя сознательно отказалась от материнства, полагая, что оно поставит крест на ее карьере балерины. Любовь к балету оказалась сильнее.

Смерть

Блистательная Майя прожила долгую жизнь, оставив богатое творческое наследие. Ее талант и вклад в историю русского балета бесценны. Дата смерти балерины — 2 мая 2015 года. Она умерла в одной из ведущих мюнхенских клиник, на девяностом году жизни. Официальная причина смерти – сердечный приступ.

Памятник Майе Плисецкой в Москве | RBC

Майе Плисецкой посвящен памятник в Москве, открытый в ноябре минувшего года, в день ее рождения. Также на доме близ сквера, названного в ее честь, установлена памятная доска. Там же находится граффити, на котором балерина изображена в образе умирающего лебедя. Однако могилы блистательной Майи нет ни в Москве, ни в Мюнхене. Танцовщица завещала развеять свой прах вместе с прахом мужа над Россией.

Фильмография

  • «Большой концерт»;
  • «Анна Каренина»;
  • «Чайковский»;
  • «Зодиак»;
  • «Фантазия»;
  • «Лебединое озеро»;
  • «Сказка о Коньке-Горбунке»;
  • «Хованщина»;
  • «Болеро»;
  • «Айседора»;
  • «Чайка»;
  • «Дама с собачкой».

Русская балерина Майя Плисецкая скончалась в возрасте 89 лет | Танец

Майя Плисецкая, считающаяся одной из величайших балерин ХХ века, умерла в возрасте 89 лет в Германии.

Плисецкая, которая сделала себе имя в своей родной России, танцевала полвека, и ее современная хореография и выступления, наполненные эротикой, противоречили советским традициям.

«Она умерла от тяжелого сердечного приступа. Врачи перепробовали все, но ничего не смогли сделать », — сказал Владимир Урин, директор Большого театра, после того, как муж балерины, российский композитор Родион Щедрин сообщил о ее смерти в субботу.

Урин сказал, что видел Плисецкую несколько недель назад, и «она была здорова и шутила».

«Не только Россия, но и весь мир знали, что Майя Плисецкая была символом русского балета ХХ века», — добавил он.

Президент России Владимир Путин направил соболезнования ее семье.

Родилась в Москве 20 ноября 1925 года. Плисецкая рано лишилась родителей. Ее отец-инженер был расстрелян при сталинском режиме в 1938 году за то, что был «врагом народа», а ее мать, актриса, была обвинена в предательстве и отправлена ​​в трудовой лагерь в Казахстане.

Плисецкую забрали тетя и дядя. Она пришла в Большой театр в 1943 году. В течение 50 лет в качестве артистки, оставаясь в Большом намного выше нормального возрастного предела, она очаровывала публику чистотой своих выступлений и ослепительным внешним видом, которые сохраняла до преклонных лет.

Но это была карьера, далеко не простая. Впервые она спровоцировала скандал в 1967 году после встречи в Москве с кубинским хореографом Альберто Алонсо, которому, как гражданину дружественной коммунистической страны, было разрешено создать для нее «Кармен-сюиту».

«Кармен — где каждый жест, каждый взгляд, каждое движение имели значение, она отличалась от всех других балетов … Советский Союз не был готов к такой хореографии», — сказала Плисецкая. «Это была война, они обвинили меня в предательстве классического танца».

В 2005 году она вернулась на сцену для гала-выступления в Кремле по случаю своего 80-летия, танцуя «Аве Майя», произведение, которое ей посвятил легендарный французский танцор и хореограф Морис Бежар.

Бежар, умерший в 2007 году, охарактеризовал Плисецкую как «последнюю живую легенду танца».

«Что бы она ни танцевала, я чувствую в ней огромную силу и чувственность, но, прежде всего, современный подход», — сказал он.

Татьяна Кузнецова, балетный критик, сказала на праздновании своего 80-летия, что ни одной другой прима-балерине в истории танца не удавалось оставаться в центре внимания на протяжении 60 лет.

Кузнецова процитировала исполнение балериной Болеро Бежара, гимна эротики, в возрасте 50 лет, в котором она была окружена 30 мужчинами, и ее интерпретацию неудавшегося романа в «Даме с собачкой», адаптированную из рассказа Чехова. , когда ей было 60.

Михаил Чвыдкой, бывший министр культуры России, охарактеризовал Плисецкую как танцовщицу, «укоренившуюся в русских традициях, но всегда стремившуюся исследовать новые горизонты».

Майя Плисецкая, одна из великих балерин 20-го века, умерла по адресу 89

Майя Плисецкая, одна из выдающихся балерин 20-го века, которую отождествляли с Большим балетом ее родной России, но чей театральный огонь, магнетическое присутствие и Физическая виртуозность, безмолвно общавшаяся со зрителями всего мира, скончалась 2 мая в Мюнхене.Ей было 89 лет.

Её смерть подтвердил ТАСС генеральный директор Большого театра Москвы Владимир Урин. Урин сказал, что муж танцовщицы Родион Щедрин сказал ему, что она умерла от сердечного приступа.

Волевой, иконоборческий и преданный искусству, прежде всего, г-жа Плисецкая выглядела как раз из тех, кто будет раздражаться отупляющей и, казалось бы, капризной ортодоксальности советского правительства, при котором она прожила большую часть своей почти 50-летней карьеры.

Хотя она стала прима-балериной всемирно известного Большого театра, исполнив главные партии в «Лебедином озере» и других классических балетах, в Советском Союзе к ней относились с подозрением, жестоко обращаясь с ее родителями.

И все же Плисецкая не отвернулась от своей родины. Она озадачила и сбила с толку своих поклонников по всему миру, которые не могли примирить ее артистизм с ее отказом присоединиться к такому количеству ее коллег-звезд, которые дезертировали. Ушли Рудольф Нуриев и Михаил Барышников.Но не она.

Российская балерина Майя Плисецкая в 2005 году. (Юрий Кадобнов / AFP / Getty Images)

Как это ни парадоксально, этот отказ мог быть еще одним аспектом ее независимости, ее желанием проложить собственный путь. Для госпожи Плисецкой творческим домом был Большой театр, в котором она обучалась и прославилась. Это был и театр, и символ, и его достопримечательности могли преодолеть мольбы друзей за железным занавесом.

В обзоре своих мемуаров 2001 года «Я, Майя Плисецкая» танцевальный критик Washington Post Сара Кауфман отметила, что артистка достигла «своего рода бурного признания» системы, которая сковывала ее смирительную рубашку, но с которой ее гений, казалось, был неразрывно связан.

Несмотря на то, что с ней часто плохо обращались, а иногда и унижали, г-жа Плисецкая стала образцом советской системы, выставленным на обозрение перед приезжими иностранцами, чтобы показать им культурное великолепие коммунизма.

Поклонники балета восхищались эмоциональной глубиной и непередаваемым оттенком, которые госпожа Плисецкая привнесла в такие роли, как Китри в «Дон Кихоте», Зарема в «Бахчисарайском фонтане» или «Умирающий лебедь» или, как она сказала, ее любимая роль — Кармен в «Кармен-сюите» с партитурой мужа.

После того, как советский лидер Никита С. Хрущев отменил запрет на поездки в 1959 году, у г-жи Плисецкой появилась возможность выезжать за границу, в том числе триумфальные выступления в Соединенных Штатах.

По некоторым данным, Хрущев выразил облегчение, когда она вернулась. «Ты не подвела меня», — как сообщается, сказал он ей.

Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье искусствоведов. Ее мать была актрисой немого кино, а дядя был танцором и хореографом в Большом театре.

Увидев свою первую театральную постановку в 4 года, г-жа Плисецкая вернулась домой и сыграла все роли для своей семьи.

С раннего возраста у нее был бунтарский дух, что сделало ее бедным членом коллективного общества. Она отметила, что в поездках с другими детьми «мы ехали куда-нибудь в автобусе, пели песню, а я никогда не присоединялась».

Ей было 11 лет, когда ее отца схватили как «врага народа». Позже его расстреляли. Ее мать была отправлена ​​в лагерь для заключенных на три года, а г-жаПлисецкую забрала тетя. Она также столкнулась с остракизмом из-за своего еврейского происхождения.

Госпожа Плисецкая нашла прибежище в формальной дисциплине балета. Во время Второй мировой войны ее семья бежала из Москвы до наступления немцев, но она вернулась, не желая отказываться от будущего, которое она увидела в балете.

Ее невероятный талант вывел ее на сцену Большого театра в 1943 году. Она начинает выигрывать главные роли и приобретает растущую репутацию благодаря сочетанию физической силы с интуитивной способностью выражать музыку посредством своих движений.

Зрителей привлекали ее поразительно рыжие волосы и головокружительная высота прыжков. Однако ей часто отказывали в привилегиях, которые предоставлялись другим артистам.

В конце концов, советская система смягчилась в своем обращении с г-жой Плисецкой. Зарубежные хореографы создавали для нее произведения, которые она исполняла не только за пределами своей страны, но и в Большом театре. Она занимала должности в балетных труппах многих стран, в том числе в качестве художественного руководителя балета Римской оперы и Национального балета Испании в 1980-х годах.

Она снималась в фильмах за свои драматические способности, в том числе в одной роли Анны Карениной, трагической героини романа Льва Толстого. Как сообщается, во время визита в Белый дом в 1962 году первая леди Жаклин Кеннеди сказала г-же Плисецкой: «Вы — Анна».

Тогдашний генеральный прокурор Роберт Ф. Кеннеди прислал ей розы.

В 1987 году, когда ей был 61 год, г-жа Плисецкая выступала с русскими эмигрантами Нуреевым и Барышниковым во время гала-выступления с танцевальной труппой Марты Грэм в Нью-Йорке.

Она ушла из Большого театра в 65 лет, но продолжала время от времени давать концерты и в свои 70.

Госпожа Плисецкая вышла замуж в 1958 году за композитора Щедрина, который пережил ее. У них не было детей.

«Это очень просто», — сказала она в интервью The Post в 1988 году. Дети требовали много внимания, а роды меняют фигуру женщины. «Я никогда не видела балерины, которая стала бы лучше» после рождения ребенка, — сказала она.

Она была довольна эмоциональной глубиной, которую она всколыхнула в Соединенных Штатах, говоря: «Люди приходили ко мне в слезах.

Она добавила: «Вот какой я хотела бы, чтобы меня запомнили».

Умерла легендарная русская балерина Майя Плисецкая

Смерть Плисецкой широко освещалась в российских СМИ, в которых говорилось, что она умерла от сердечного приступа в Мюнхене, Германия, где она жила со своим мужем, русским композитором Родионом Щедриным.

Известная своим техническим и художественным мастерством, Плисецкая была международным лицом Большого театра России на протяжении более пяти десятилетий и одной из крупнейших звезд советского балета, появившихся за железным занавесом.По данным RT.com, она присоединилась к балетной труппе в 1943 году в возрасте 18 лет и ушла из солистки в 1990 году в возрасте 65 лет.

Когда со всего мира хлынули дани, Михаил Барышников оплакивал потерю «одной из величайших танцовщиц нашего времени» и назвал ее «божественным вдохновением».

Высшие политики России также почтили ее память, а премьер-министр Дмитрий Медведев назвал ее уход «концом эпохи».

Президент России Владимир Путин похвалил ее «неиссякаемую энергию».

«Она навсегда останется звездой русского балета.Она всегда верно, самоотверженно служила искусству и щедро дарила людям свои вдохновляющие работы », — говорится в заявлении Путина.

В своей биографии 2001 года« Я, Майя Плисецкая »она рассказала о своем восхождении к прима-балерине после ранней жизни. переполнена утратой в Советском Союзе. Она родилась в Москве 20 ноября 1925 года в известной русско-еврейской семье. Ее родители были арестованы, а ее отец был застрелен во время сталинских чисток в конце 1930-х годов.

Она также описала в своей автобиографии унижение советской артистки в эпоху холодной войны: напряженные встречи с Хрущевым на коктейльных вечеринках, поездки на скудные деньги, заговоры КГБ, чтобы извлечь выгоду из ее дружбы с Робертом Кеннеди, жесткие ограничения на правила хореографии.

Согласно Архиву еврейских женщин, в течение многих лет ей отказывали в разрешении на гастроли с компанией из-за ее семейной истории. Когда она наконец-то вышла на международную сцену в 1959 году во время первого турне Большого театра по США, она произвела впечатление своими плавными движениями и выразительной игрой. Благодаря запоминающимся выступлениям в «Умирающем лебеде», «Лебедином озере» и других балетах она стала синонимом советского балета, переживающего возрождение на международной арене.

Она продолжила гастроли за границей с Большим театром и стала международной звездой, появляясь в балетах, поставленных для нее.В 1958 году она вышла замуж за своего мужа Родиона Щедрина, и они стали частыми сотрудниками.

У нее остались муж и брат Азарий Плисецкий, танцор на пенсии.

Скончалась балерина Майя Плисецкая, 89

Майя Плисецкая, звезда российского балета Большого театра, которая преодолела наследие сталинского угнетения, чтобы изменить свое искусство и прославиться как величайшая балерина своего поколения, умерла в Германии в возрасте 89 лет.

Плисецкая скончалась от сердечного приступа в Мюнхене, сообщили российские СМИ в субботу вечером со ссылкой на директора Большого театра Владимира Урина.Ее смерть стала «огромной потерей не только для русской культуры, но и для всего балетного мира», — сказал он РИА.

Плисецкая жила с 1991 года в Мюнхене, куда она переехала со своим мужем, композитором Родионом Шедриным, после распада Советского Союза.

За шесть десятилетий своей карьеры она приобрела международную известность благодаря своему пылкому и эмоциональному стилю, который контрастировал с более скромными выступлениями, традиционно ожидаемыми от балерин.

При Иосифе Сталине ее семью заклеймили «врагами народа», ее отец стал жертвой одной из кровавых чисток в 1938 году, а ее мать была приговорена к нескольким годам заключения в трудовом лагере.

Плисецкая также оказалась в невыгодном положении из-за того, что росла еврейкой в ​​период конца 1940-х — начала 1950-х годов, когда советский лидер был охвачен паранойей по поводу вымышленных «сионистских» заговоров.

«Моя память наполняется бесконечными страданиями и унижениями», — написала она в своей автобиографии 2001 года.

«Что заставляло ее преодолевать все препятствия и опасности, так это ее непоколебимая решимость и ее отказ делать что-либо, кроме своего собственного», — писал танцевальный критик Роберт Готлиб в газете Los Angeles Times в 2001 году.

Плисецкая родилась в Москве в 1925 году. Часть детства она провела в российской горнодобывающей колонии, которой руководил ее отец-инженер, на бесплодном норвежском арктическом острове Шпицберген.

Похоже, она унаследовала свои артистические таланты от матери. Ее мать Рэйчел Мессерер-Плисецкая была звездой немого кино, а тетя и дядя танцевали для Большого театра.

С девяти лет она училась в знаменитой московской балетной школе, а в 11 впервые танцевала для Большого театра, в 1943 году окончила его и стала ведущей балериной в 1960 году.

Опасаясь, что она может сбежать на Запад, советские власти запрещали Плисецкой выезжать за границу до 1959 года, когда Никита Хрущев снял запрет на поездки в ответ на ее растущую популярность.

Хрущев, реабилитировавший родителей Плисецкой вместе с тысячами других жертв Сталина, охарактеризовал ее как «не только лучшую балерину Советского Союза, но и лучшую в мире».

Она участвовала в знаменитом турне Большого театра 1959 года по Соединенным Штатам и Канаде, выступив в роли Одетты-Одиллии в шедевре Чайковского «Лебединое озеро», своей фирменной роли, к которой, как она позже сказала, она подготовилась, изучая движения настоящих лебедей в парке.

Плисецкая проработала в Большом театре до выхода на пенсию в 1990 году, занимаясь режиссурой и преподаванием, а также танцами.

Президент Владимир Путин выразил «глубокие искренние соболезнования» в связи с ее смертью, заявили в Кремле, а Борис Акимов, звезда 1960-х и 1970-х годов, танцевавший с Плисецкой, сказал информационному агентству ТАСС: «Она была балериной от Бога».

Легендарная русская балерина Майя Плисецкая скончалась от сердечного приступа

Российская балерина Майя Плисецкая, считавшаяся одной из величайших балерин ХХ века, скончалась в субботу в возрасте 89 лет.

Смерть Плисецкой широко освещалась в российских СМИ, в которых говорилось, что она умерла от сердечного приступа в Мюнхене, Германия, где она жила со своим мужем, русским композитором Родионом Щедриным.

Известная своим техническим и художественным мастерством, Плисецкая была международным лицом Большого театра России на протяжении более пяти десятилетий и одной из крупнейших звезд советского балета, появившихся за железным занавесом. По данным RT, она присоединилась к балетной труппе в 1943 году в возрасте 18 лет и ушла с должности солистки в 1990 году в возрасте 65 лет.com.

Когда со всего мира хлынули дани, Михаил Барышников оплакивал потерю «одной из величайших танцовщиц нашего времени» и назвал ее «божественным вдохновением».

Ведущие политики России также почтили ее память, а премьер-министр Дмитрий Медведев назвал ее уход «концом эпохи».

Президент России Владимир Путин похвалил ее «неиссякаемую энергию».

«Она навсегда останется звездой русского балета. Она всегда верно, самоотверженно служила искусству и щедро дарила людям свои вдохновенные работы », — говорится в заявлении Путина.

В своей биографии 2001 года «Я, Майя Плисецкая» она рассказала о своем восхождении к прима-балерине после ранней жизни, полной потерь в Советском Союзе. Она родилась в Москве 20 ноября 1925 года в известной русско-еврейской семье. Ее родители были арестованы, а ее отец был застрелен во время сталинских чисток в конце 1930-х годов.

В своей автобиографии она также описала унизительное положение советской артистки в эпоху холодной войны: напряженные встречи с Хрущевым на коктейльных вечеринках, гастроли на скудные деньги, заговоры КГБ, чтобы извлечь выгоду из своей дружбы с Робертом Кеннеди, жесткие ограничения на правила хореографии.

Согласно архиву еврейских женщин, в течение многих лет ей отказывали в разрешении на гастроли с компанией из-за ее семейной истории. Когда она наконец-то вышла на международную сцену в 1959 году во время первого турне Большого театра по США, она произвела впечатление своими плавными движениями и выразительной игрой. Благодаря запоминающимся выступлениям в «Умирающем лебеде», «Лебедином озере» и других балетах она стала синонимом советского балета, переживающего возрождение на международной арене.

Она продолжила гастроли за границей с Большим театром и стала международной звездой, появляясь в балетах, поставленных для нее. В 1958 году она вышла замуж за своего мужа Родиона Щедрина, и они стали частыми сотрудниками.

У нее остались муж и брат Азарий Плисецкий, танцор на пенсии.

48.135125
11,581981

Майя Плисецкая | Русская балерина

Плисецкая Майя , полностью Плисецкая Майя Михайловна , (род.20 ноября 1925, Москва, Россия, Ю.С.С.Р. — умерла 2 мая 2015 года, Мюнхен, Германия), русская прима-балерина Московского Большого балета, восхищалась ее технической виртуозностью, выразительным использованием рук и умением совмещать актерское мастерство с танцем.

Плисецкая, племянница танцоров Асафа и Суламифь Мессерер, училась у дочери Павла (или Пола) Гердта Елизаветы и у Агриппины Яковлевны Вагановой и окончила Большую школу в 1943 году. и классические балеты.В ее репертуаре Зарема Бахчисарайский фонтан ; главная роль в Laurencia ; Хозяйка Медной горы в Каменный цветок ; Китри в Дон Кихот ; Мирта, королева виллисов, в Жизель ; Аврора в «Спящая красавица» ; и двойного персонажа Одетты-Одиллии в «Лебединое озеро », которую часто считают ее величайшей ролью.

Британника исследует

100 женщин-первопроходцев

Познакомьтесь с выдающимися женщинами, которые посмели выдвинуть на первый план вопросы гендерного равенства и других вопросов.Этим историческим женщинам есть что рассказать: от преодоления угнетения до нарушения правил, переосмысления мира или восстания.

Плисецкая выступала в ряде стран и была приглашенной артисткой Парижской оперы в 1961 и 1964 годах. Ее выступления были записаны в фильмах Звезды русского балета (1953), Лебединое озеро (1957), Плисецкая. Танцы (1964), Анна Каренина (1975) и Кармен-сюита (1978) — в последних двух играх с ее протеже Александром Годуновым.В 1964 году она получила Ленинскую премию за выдающиеся художественные работы. Она появлялась в балетах таких несоветских хореографов, как Ролан Пети, Морис Бежар, Альберто Алонсо. С 1975 года она также выступала с Брюссельским балетом XX века и была художественным руководителем балета Римской оперы (1983–84) и Национальной танцевальной труппы Испании (1987–90). Ее первой хореографией была Анна Каренина (1972).

Майя Плисецкая в Лебединое озеро, 1961.

Paris Match / Pictorial Parade

В автобиографии 1994 года (англ.пер. I, Майя Плисецкая ), Плисецкая рассказывала о казни своего отца при Иосифе Сталине, о последующем периоде эмиграции ее матери и о своей собственной борьбе за свободу творчества. Она и ее муж, композитор Родион Щедрин, в конце концов обосновались в Германии. В 2005 году Плисецкая была удостоена премии принца Астурийского в Испании в области искусства, а в следующем году она была удостоена премии Praemium Imperiale Японской ассоциации художников в области театра и кино.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.Подпишитесь сейчас

Икона русского балета Майя Плисецкая умерла в возрасте 89 лет

Дата выдачи: Изменено:

Майя Плисецкая, считающаяся одной из величайших балерин ХХ века, скончалась в Германии в субботу в возрасте 89 лет, сообщил директор Большого театра Владимир Урин.

Плисецкая танцевала полвека, и ее современная хореография и выступления, наполненные эротикой, противоречили советским традициям.

«Она умерла от тяжелого сердечного приступа. Врачи перепробовали все, но ничего не смогли сделать», — сказал Урин, цитируемый агентством ТАСС, после того, как ему сообщил муж балерины, российский композитор Родион Щедрин.

Урин сказал, что видел Плисецкую всего несколько недель назад, и «она была здорова и шутила».

«Не только Россия, но и весь мир знали, что Майя Плисецкая была символом русского балета ХХ века», — добавил он.

Президент Владимир Путин направил соболезнования ее семье.

Похоронят в России.

Родилась в Москве 20 ноября 1925 года. Плисецкая рано лишилась родителей. Ее отец-инженер был расстрелян при сталинском режиме в 1938 году за то, что был «врагом народа», а ее мать, актриса, была обвинена в предательстве и отправлена ​​в трудовой лагерь в Казахстане.

Плисецкую забрали тетя и дядя. В Большой театр поступила в 1943 году.В течение 50 лет в качестве артистки, оставаясь в Большом далеко за пределами нормального возраста, она очаровывала публику чистотой своих выступлений и ослепительной внешностью, которые сохраняла до преклонных лет.

«Советы не были готовы ко мне»

Но это была карьера, далеко не простая.

Впервые она спровоцировала скандал в 1967 году после встречи в Москве с кубинским хореографом Альберто Алонсо, которому как гражданину дружественной коммунистической страны было разрешено создать для нее «Кармен-сюиту».

«Кармен, где каждый жест, каждый взгляд, каждое движение имели значение, отличалась от всех других балетов … Советский Союз не был готов к такой хореографии», — сказала Плисецкая.

«Это была война, меня обвинили в предательстве классического танца».

В 2005 году она вернулась на сцену для гала-выступления в Кремле по случаю своего 80-летия, танцуя «Аве Майя», произведение, которое ей посвятил легендарный французский танцор и хореограф Морис Бежар.

Бежар, умерший в 2007 году, охарактеризовал Плисецкую как «последнюю живую легенду танца».

«Что бы она ни танцевала, я чувствую в ней огромную силу и чувственность, но, прежде всего, современный подход», — сказал он.

Татьяна Кузнецова, балетный критик, сказала на праздновании своего 80-летия, что «ни одной другой прима-балерине в истории танца не удавалось оставаться в центре внимания на протяжении 60 лет».

Кузнецова привела в качестве примеров исполнение балериной Болеро Бежара, гимна эротики, в возрасте 50 лет, в котором ее окружали 30 мужчин, и ее интерпретация неудавшегося романа в чеховской «Даме с собачкой», когда ей было 60 лет. .

В субботу бывший министр культуры России Михаил Чвыдкой охарактеризовал Плисецкую как танцовщицу, «укоренившуюся в русских традициях, но всегда стремившуюся исследовать новые горизонты».

(AFP)

.

Comments