Общая характеристика невербальных средств общения: Характеристика невербальных средств общения

Содержание

Характеристика невербальных средств общения

Общение (как информационно-коммуникативный процесс) — процесс обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств в целях передачи и понимания общающимися предметного и личностного смысла сообщений.

Пpоцессы передачи и приема информации осуществляются с помощью словесной pечи и pазличных несловесных невербальных сpедств:

  • интонации голоса,
  • жестикуляции,
  • мимики и т.п.

Цель этих пpоцессов — установить взаимопонимание, передать какую-то мысль, чувство, поставить задачу.

Соотношение вербальных и невербальных средств в передачи смысла чрезвычайно сложное. Особенно трудно выявить «двойной план» структуры текста, смысловые оттенки, подтекст, а также подлинное отношение говорящего к содержанию.

Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальными сообщениями. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию.

Средствами невербальной коммуникации являются — жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации — слова.

Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербальной коммуникации: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д.

Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения.

Невербальное общение — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.

Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2—3 лет).

Само по себе невербальное общение способствует развитию и со­вершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

КОММУHИКАТИВHЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕHИЯ:

I. Речевые (вербальные) средства:

  • лексика;
  • стилистика;
  • грамматика;
  • семантика;
  • правильность произношения,
  • ударения,
  • словоупотребление,
  • формообразование,
  • стиль.

II . Hеречевые (невербальные) средства общения

1) оптокинетические:

  • жестикуляция,
  • мимика,
  • пантомимика — движение и позы,
  • направление взгляда,
  • визуальный контакт,
  • покраснение и побледнение кожи,
  • стереотипы моторики).

    В процессе коммуникации внимательное наблюдение за глазод­вигательными реакциями собеседника может дать информацию о состоянии его сознания:

    2) паралингвистические:

    • интенсивность,
    • тембр,
    • интонация голоса,
    • качество голоса,
    • диапазон голоса,
    • тональность голоса.

    3) экстралингвистические:

    • паузы,
    • темп речи,
    • связность речи,
    • смех,
    • покашливание,
    • заикание.

    4) проксемические:

    • физическая дистанция контакта:
    • персональное пространство:

    = интимная (0-40-45см)

    = личная   (45 -120-150см)

    • социальная (150-400 см)
    • публичная (400-750-800см)
    • угол поворота к собеседнику

    5) предметные контактные, тактильные действия:

    • рукопожатия,
    • объятия,
    • поцелуи,
    • похлопывание,
    • толчки,
    • поглаживания,
    • касания,
    • пощечины,
    • удары.

    6) ольфакторные — связанные с запахом.

    К средствам невербальной коммуникации могут быть отнесены и различные условные обозначения, с помощью которых коммуникатор информирует о чем-то значимом для него, адресованном для сведения возможных реципиентов.

    Траурная лента (черная в России и на Западе, белая в Китае) сообщает о постигшей человека потери.

    Звездочки и просветы на погонах — о высоком воинском звании.

    Татуировка — о месте, которое в воровской иерархии занимает или занимал правонарушитель

     

    Кисть руки в татуировках

    1. Дважды отбывал наказание в ВТК, «Отсидел борзо», о чем свидетельствует корона (был «авторитетом» в колонии).

    2. Отбывал наказание за грабеж.

    3. «Вор-рецидивист» (имеет высший статус в воровской среде).

    4. Неисправимый.

    5. Имеет 5 судимостей.

    6. Совершил два побега из ИТК.

    7. «Привет ворам» (данный субъект — «вор в законе»).

    8. Браслет наносят те, кто провел в колонии не менее 5 лет, на двух руках — не менее 10 лет.

    Группы татуировок:

    • демонстративно-протестного содержания;
    • агрессивно-угрожающего содержания;
    • религиозного содержания;
    • декоративно-украшающего характера;
    • сексуальных девиаций и извращений;
    • статус в местах заключения;
    • гедонистическая направленность.

Невербальные средства общения — ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.

Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим.

Знать виды невербального общения и понимать невербальные сигналы важно по нескольким причинам. Во-первых, они выполняют функции точного выражения чувств, ведь очень часто мы испытываем чувства настолько сложные, что просто не в состоянии подобрать для их описания нужные слова, но это можно сделать, используя невербальные средства и методы. Во-вторых, они выполняют функции более глубокого взаимопонимания.

Зная основные способы невербального общения, вы сможете лучше понять другого человека, когда он в общении с вами пытается контролировать свое поведение, ведь невербальные сигналы проявляются бессознательно и ваш собеседник просто не может ими управлять. Классификация невербальных средств общения и примеры их использования помогут вам не только лучше понять себя, но и научат распознавать ложь и манипуляции со стороны других людей.

Расширьте свое восприятие

Чтобы, научиться лучше, понимать собеседника и распознавать его скрытые сигналы, для начала следует научиться обращать внимание одновременно на все элементы или средства невербального общения, к ним относятся мимика, жесты, позы, интонация и тембр голоса, визуальный контакт и межличностное пространство. Рассмотрим подробней о каждом из этих элементов невербального общения и приведем конкретные примеры их проявления.

Мимика

Мимика-это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств. Позитивные эмоции, например, любовь или удивление, распознать намного легче, чем негативные, к которым можно отнести отвращение или гнев. Эмоции по-разному отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушарие мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции.

Эмоции выражаются в мимике таким образом:

  • Гнев — широко открытые глаза, опущенные уголки губ, «прищуренный» взгляд, сжатые зубы;
  • Удивление – приоткрытый рот, широко открытые глаза и поднятые брови, опущенные кончики губ;
  • Страх – сведенные брови, растянутые губы с опушенными и отведенными вниз уголками;
  • Счастье – спокойный взгляд, приподнятые, отведенные назад уголки губ;
  • Печаль – «угасший» взгляд, опущенные уголки губ, сведенные брови.

Визуальный контакт

Этот метод невербального общения помогает демонстрировать заинтересованность в беседе и лучше понимать смысл сказанного. Во время разговора два человека вместе создают и регулируют степень комфорта, периодически встречаясь взглядом и отводя его в сторону. Пристальный взгляд может, как сформировать доверие, так и породить дискомфорт.

Приятные общие темы поддерживают зрительный контакт, а негативные запутанные вопросы заставляют отводить взгляд в сторону, демонстрируя несогласие и неприязнь.

Особенности визуального контакта позволяют делать выводы о степени заинтересованности в диалоге и отношении к собеседнику:

  • Восхищение – долгий зрительный контакт, спокойный взгляд;
  • Возмущение – пристальный, навязчивый, несколько тревожный взгляд, длительный зрительный контакт без пауз;
  • Расположение – внимательный взгляд, зрительный контакт с паузами каждые 10 секунд;
  • Неприязнь – избегание зрительного контакта, «закатывание» глаз.
  • Ожидание – резкий взгляд в глаза, приподнятые брови.

Интонация и тембр голоса

Правильно понимать интонацию и тембр голоса означает научиться «читать между строк» послание другого человека. К таким особенностям можно отнести частые паузы, незаконченные предложения и их построение, силу и высоту голоса, а также скорость речи.

  • Волнение – низкий тон голоса, быстрая обрывистая речь;
  • Усталость – низкий тон голоса, понижение интонации к концу предложения;
  • Энтузиазм – высокий тон голоса, четкая уверенная речь;
  • Высокомерие – медленная речь, ровная монотонная интонация;
  • Неуверенность – ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.

Жесты и позы

Чувства и установки людей можно определить по манере сидеть или стоять, по набору жестов и отдельных движений. Людям легче и приятней общаться с теми, кто обладает экспрессивной моторикой оживленным расслабленным выражением лица. Яркие жесты отображают позитивные эмоции и располагают к искренности и доверию. При этом чрезмерная жестикуляция, часто повторяющиеся жесты могут говорить о внутреннем напряжении и неуверенности в себе. 

Невербальное общение становиться доступным, а уровень взаимопонимания увеличивается, если вы понимаете позы и жесты вашего собеседника.

  • Критичность – одна рука возле подбородка с вытянутым указательным пальцем вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть;
  • Позитивность – корпус тела, голова немного наклонены вперед, рука немного касается щеки;
  • Недоверие – ладонь прикрывает рот, выражая несогласие;
  • Скука – голова подперта рукой, корпус расслаблен и немного согнут;
  • Превосходство – положение сидя, ноги одна над другой, руки за головой, веки немного прикрыты;
  • Неодобрение – неспокойные движения, встряхивание «ворсинок», расправление одежды, одергивание брюк либо юбки;
  • Неуверенность – почесывание либо протирание ушей, обхватывание одной рукой локтя другой руки;
  • Открытость – руки раскинуты в стороны ладонями вверх, плечи расправлены, голова «смотрит» прямо, корпус расслаблен;

Межличностное пространство

Расстояние между собеседниками играет важную роль в налаживании контакта, понимания ситуации общения. Часто люди выражают свое отношение такими категориями как «держаться оттуда подальше» или «хочу быть ближе к нему». Если люди заинтересованы друг другом, разделяющее их пространство уменьшается, они стремятся находиться поближе. Для лучшего понимания этих особенностей, а также для того, чтобы правильно разграничивать ситуации и рамки контакта, следует знать основные пределы допустимого расстояния между собеседниками:

Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может быть допустимо в спорте, где допустимым является телесное соприкосновение.

Межличностное расстояние (от 0,5м – до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.

Социальное расстояние (от 1,2м – до 3,7м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границе, тем отношения формальней.

Публичное расстояние (более 3,7м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.

Такие рамки расстояний и их значимость зависит от возраста, пола человека, его личностных особенностей. Детям комфортно находится на более близком расстоянии от собеседника, а подростки закрываются и желают отстраниться от других. Женщины любят более близкие расстояния, независимо от пола их собеседника. Уравновешенные, уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояние, тогда как нервные тревожные люди стараются находиться в отдалении от других.

Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации.

В то время как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одной нации, у другой нации он может не иметь никакого обозначения или иметь совершенно противоположное значение. 

Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить в изучении невербального общения, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств, поэтому следует помнить, что интерпретировать отдельно взятый жест без совокупности других сигналов тела, значит, ввести себя в заблуждение. Поэтому, прежде чем сделать конкретные выводы, нужно учесть все нюансы поведения собеседника, а также его физическое и психологическое состояние.

Общая характеристика невербальных средств коммуникации (Реферат)

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ

Р Е Ф Е Р А Т

Дисциплина: СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ

Тема: «Общая
характеристика невербальных средств
коммуникации»

Студентки
группы 2ФИ – 32

КУЛЬМИЧЕВОЙ
МАРИИ

Преподаватель:
Каракина

2001 год

Содержание.

  1. Понятие о средствах
    невербальной коммуникации и общая их
    характеристика.

  2. Виды невербальных
    средств общения.

  3. Мимика.

  4. Жесты.

5.
Одежда.

А)
цвет

Б) украшения

В
нашем внешнем поведении проявляется
то многое, что у нас происходит и есть
внутри. Только эти проявления нужно
уметь распознать. За отдельными, едва
заметными проявлениями рук, глаз, позы,
можно увидеть настроение, желания,
помыслы вашего партнера. Как заметил
однажды признанный знаток людей, легче
изменить свое мировоззрение, чем свой
в высшей степени индивидуальный способ
подносить ложку ко рту.

В общение
людей оказываются закономерно включены
эмоции общающихся. Это эмоциональное
отношение, сопровождающее речевое
высказывание, образует невербальный
аспект обмена информацией – невербальную
коммуникацию. К средствам невербальной
коммуникации принадлежат жесты, мимика,
интонации, паузы, поза, смех, слезы и
т.д., которые образуют знаковую систему,
дополняющую и усиливающую, а иногда и
заменяющую средства вербальной
коммуникации – слова. Согласно
исследованиям, 55% сообщений воспринимается
через выражение лица, позы и жесты, а
38% — через интонации и модуляции голоса.
Отсюда следует, что всего 7% остается
словам, воспринимаемым получателем,
когда мы говорим. Это имеет принципиальное
зна­чение. Другими словами, во многих
случаях то, как мы говорим, важнее слов,
которые мы произносим.
Большинство невербальных
форм и средств общения у человека
являются врожденными и позволяют ему
взаимодействовать, добиваясь
взаимопонимания на эмоциональном и
поведенческом уровнях, не только с себе
подобными, но и с другими живыми
существами. Многим высшим животными, в
том числе и более всего собакам, обезьянам
и дельфинам, дана способность невербального
общения друг с другом и с человеком..

Благодаря
невербальному общению человек получает
возможность психологически развиваться
еще до того, как он усвоил и научился
пользоваться речью ( около 2-3 лет). Кроме
того, само по себе невербальное поведение
способствует развитию и совершенствованию
коммуникативных возможностей человека,
вследствие чего он становиться более
способным к межличностным контактам и
открывает для себя более широкие
возможности для развития.

Средства
невербальной коммуникации как своеобразный
язык чувств являются таким же продуктом
общественного развития, как и язык слов,
и могут не совпадать в разных национальных
культурах. Болгары несогласие с
собеседником выражают кивком головы,
который русский воспринимает как
утверждение и согласие, а отрицательное
покачивание головой, принятое у русских,
болгары могут легко принять за знак
согласия.

В разных возрастных
группах для осуществления невербальной
коммуникации тоже выбираются различные
средства. Так, дети часто используют
плач, как средство воздействия на
взрослых и способ передачи им своих
желаний и настроений. Коммуникативный
характер, который приобретает у детей
плач, хорошо передает их нередко
встречающееся предупреждение «Я не
тебе плачу, а маме!»

Виды
невербальных средств общения
.

Различаются
три основных вида невербальных средств
передачи информации ( или их еще называют
паралингвистические средства общения):
фонационные, кинетические
и графические.

К фонационным
невербальным средствам относятся тембр
голоса, темп и громкость речи, устойчивые
интонации, особенности произнесения
звуков, заполнения пауз (э, мэ…). К
кинетическим компонентам речи относятся
жесты, позы, мимика. Графические
невербальные средства коммуникации
выделяются в письменной речи.

Мимика.

Под мимикой мы понимаем
движения мускулатуры лица. Ее не следует
путать с физиогномикой (наука, с помощью
которой по форме лица можно судить о
психических свойствах того или иного
человека).

Как установлено
еще Дарвином, мимика человека уходит
корнями в мир животных. У животных и
человека немало общих мимических
выражений – мимика страха, испуга,
тревожности и т.п. Однако у человека
имеются специфические чувства и их
мимические выражения – состояние
вдохновения, восхищения, сочувствия,
энтузиазма и др. Многие выразительные
средства человека развились из движений,
которые в мире животных имели
приспособительное значение. Так,
выражение ненависти у человека
приподниманием верхней губы филогенетически
связано с устрашающим обнажением клыкову
животного, готовящегося к борьбе.

Мимика связана
с распространением интенсивного
возбудительного процесса на двигательную
зону коры головного мозга – отсюда её
непроизвольный характер. При этом
происходит и соответствующее возбуждение
всей симпатической нервной сиситемы.
Выражая недовольство, мы сжимаем губы
и вытягиваем их вперед, морщим лицо —
все эти движения производятся и в тех
случаях, когда срабатывает рефлекс
отвержения не пригодной к употреболению
пищи. Это свидетельствует о том, что
многие наши мимические выражения
генетически связаны с органическими
ощущениями.

Мимика бывает
разная:

Сильно
подвижная мимика.

Сильно подвижная мимика свидетельствует
об оживленности и быстрой сменяемости
восприятия впечатлений и внутренних
переживаний, о легкой возбудимости от
внешних раздражителей. Такая возбудимость
может достигать маниакальных размеров.

Малоподвижная
мимика.
Указывает в
принципе на постоянство душевных
процессов. Она свидетельствует о редко
изменяющемся устойчивом настроении.
Подобная мимика ассоциируется со
спокойствием, постоянством,
рассудительностью, надежностью,
превосходством и уравновешенностью.
Малоподвижная мимическая игра может
при сниженной активности (двигательная
сила и темперамент) производить также
впечатление созерцательности и уюта.

Монотонность
и редкая смена форм.

Если такое поведение сопровождается
медлительностью и слабой напряженностью,
то можно сделать вывод не только о
психическом однообразии, но и о слабой
импульсивности. Причиной этого могут
явиться меланхолические двигательные
нарушения, скованность или парализованность.
Такое поведение характерно при
исключительно монотонных душевных
состояниях, скуке, печали, равнодушии,
отупении, эмоциональной бедности,
меланхолии и вытекающем из утрированно
унылого доминирующего чувства депрессивном
ступоре (полная скованность).

Сопряженная
мимика.
Большинство
мимических процессов состоят из множества
отдельных выражений. Высказывания вроде
“он разинул рот и раскрыл глаза”,
”холодные глаза противоречат смеющемуся
рту” и другие свидетельствуют о том,
что анализ возможен лишь при наблюдении
за отдельными выражениями и на основе
выводов, полученных при этом.

Также мимические
движения подразделяются на:

1) мимику
агрессивно-наступательную – гнев,
злость, жестокость и др.;

2)
активно-оборонительную – отвращение,
презрение, ненависть и др.;

3)
пассивно-оборонительную – покорность,
приниженность и др.;

4) мимику
ориентировочно-исследовательской
направленности;

5) мимику
удовольствия-неудовольствия;

6) маскировочные
выражения – мимика сокрытия истины,
двусмысленности, нечестности и т.п.

Одним из наиболее важных
элементов мимики является взгляд. Взгляд
живого существа, и особенно взгляд
человека, — один из самых сильных
раздражителей, несущий в себе большую
информацию. В процессе общения взгляды
людей выполняют синхронизирующую
функцию – ритмика взглядов образует
определенное русло общения. При этом
говорящий меньше смотрит на партнера,
чем слушающий. Но примерно за секунду
до окончания отдельного речевого блока
говорящий переводит взгляд на лици
слушателя, как бы подавая сигнал о
наступлении его очереди говорить и
оценивая произведенное им впечатление.
Партнер, взявший слово, в свою очередь
отводит глаза, углубляясь в свои мысли.
Слушающий же подает глазами сигналы
своего отношения к содержанию высказываний
говорящего – это могут быть одобрение
и порицание, согласие и несогласие,
радость и печаль, восторг и гнев. Глаза
выражают всю гамму человеческих чувств.
И не только сами глаза, но и вся окологлазная
область.

Впечатление,
производимое взглядом, зависит от
просвета зрачков, положения век и бровей,
конфигурации рта и носа, общего абриса
лица. . По
мнению антрополога Эдуарда Т. Холла,
лидер ООП Ясир Арафат носит темные очки,
чтобы люди не могли наблюдать за его
реакциями по расширению его зрачков.
Ученые недавно установили, что зрачки
расширяются, когда вас что-то
заинтересо­вывает. По Холлу, о реакции
зрачков в арабском мире знают
уже сотни лет. Сочетание этих
признаков разнообразно. Положительные
эмоции увеличивают количество обменов
взглядами, отрицательные – сокращают
это количество.

Жесты.

Жесты
– это выразительные движения головой,
рукой или кистью, которые совершают с
целью общения и которые могут сопровождать
размышление или состояние. Мы различаем:

  • указательные,

  • подчеркивающие
    (усиливающие),

  • демонстративные

  • касательные
    жесты.

Указательные
жесты направлены в сторону предметов
или людей с целью обратить на них
внимание. Подчеркивающие жесты служат
для подкрепления высказываний. Решающее
значение придается при этом положению
кисти руки. Демонстративные жесты
поясняют положение дел. При помощи
касательных жестов хотят установить
социальный контакт или получить знак
внимания со стороны партнера. Они
используются также для ослабления
значения высказываний.

Различают
также:

Произвольными
жестами являются движения головы, рук
или кистей, которые совершаются
сознательно. Такие движения, если они
производятся часто, могут превратиться
в непроизвольные жесты. Непроизвольными
жестами являются движения, совершаемые
бессознательно. Часто их обозначают
также как рефлекторные движения. Этим
жестам не нужно учиться. Как правило,
они бывают врожденными (оборонительный
рефлекс) или приобретенными.

Все эти виды
жестов могут сопровождать, дополнять
или заменять какое-либо высказывание.
Сопровождающий высказывание жест
является в большинстве случаев
подчеркивающим и уточняющим.

Одной из наиболее серьезных
ошибок, которую могут допустить новички
в деле изучения языка тела, является
стремление выделить один жест и
рассматривать его изолированно от
других жестов и
обстоятельств. Например,
почесывание затылка может означать
тысячу вещей — перхоть, блохи, выделение
пота, неуверенность, забывчивость или
произнесение неправды — в зависимости
от того, какие другие жесты сопровождают
это почесывание, поэтому для правильной
интерпретации мы должны учитывать весь
комплекс сопровождающих жестов.

Как любой язык, язык тела
состоит из слов, предложений и знаков
пунктуации. Каждый жест подобен одному
слову, а слово может иметь несколько
различных значений. Полностью понять
значение этого слова вы можете только
тогда, когда вставите это слово в
предложение наряду с другими словами.
Жесты поступают в форме «предложений»
и точно говорят о действительном
состоянии, настроении и отношении
человека. Наблюдательный человек может
прочитать эти невербальные предложения
и сравнить их со словесными предложениями
говорящего.

Также невербальные сигналы
могут быть конгруентными, т.е.
соответствующими словесному высказыванию,
и неконгруентными. Например, вы попросили
вашего собеседника выразить мнение
по-поводу только что сказанного вами.
Он при это находиться в позе, в общем
выражающей
критически оценочное
отношение.

Типичная поза
критической оценки

Главным здесь является
жест «подпирание
щеки указательным
пальцем», в то время как другой палец
прикрывает рот,
а большой палец лежит под подбородком.
Следующим подтверждением того, что
слушающий относится к вам критически,
является то, что ноги его крепко скрещены,
а вторая рука лежит поперек тела, как
бы защищая его, а голова и подбородок
наклонены (враждебно). Это невербальное
предложение говорит вам приблизительно
следующее: «Мне не нравится, что вы
говорите, и я с вами не согласен».

Если
ваш собеседник ответил бы вам, что он с
вами не согласен, то его невербальные
сигналы были бы конгруэнтными, т.е.
соответ­ствовали бы его словесным
высказываниям. Если же он скажет, что
ему очень нравится все, что вы говорите,
он будет лгать, потому что его слова и
жесты будут неконгруэнтными. Исследования
доказывают, что невербальные сигналы
несут в 5 раз больше информации, чем
вербальные, и в случае, если сигналы
не­конгруэнтны, люди полагаются на
невербальную информацию, предпочитая
ее словесной.

Научные исследования в
области лингвистики показали, что
существует прямая зависимость между
социальным статусом, властью,
престижем человека и его словарным
запасом. Другими словами, чем выше
социальное или профессиональное
положение человека, тем лучше его
способность общаться на уровне слов и
фраз. Исследования в области невербалики
выявили зависимость между
красноречивостью человека
и степенью жестикуляции, используемой
человеком для передачи смысла своих
сообщений. Это означает, что существует
прямая зависимость между социальным
положением человека, его престижем и
количеством жестов и телодвижений,
которыми он пользуется. Человек,
находящийся на вершине соци­альной
лестницы или профессиональной карьеры,
может пользоваться богатством своего
словарного запаса в процессе коммуникации,
в тоже время
как менее образованный или менее
профессиональный человек
будет чаще полагаться
на жесты, а не на слова в процессе общения.

Одежда.

Одним
из невербальных средств получения
информации является также и наша одежда.В
одежде и в том, как человек хотел бы
выглядеть, проявляется та роль, которую
он хотел бы играть в обществе, и его
внутренняя позиция. Крылатое выражение
“По одежке встречают…” подразумевает,
что человек, его внутренняя сущность
таковы, какова его одежда. Одежда является
некой условностью. Разъяснение может
дать не мода, а направление стиля и его
уровень.

И.Гете
в «Годах странствий Вильгельма Мейстера»
рассказывает, как странник расспрашивает
школьного надзирателя о причинах такого
различия в одежде воспитанников.
«Разгадка тут вот в чем, — отвечал
надзиратель, — для нас это средство
узнать характер каждого мальчика… Из
нашего запаса тканей и отделок воспитанники
имеют право выбрать любой цвет, а также
любой фасон и покрой из ограниченного
их числа. За этим выбором мы пристально
следим, так как любой цвет позволяет
судить о складе чувств, а покрой – об
образе жизни человека…».

То,
что в этом наблюдении действительно
кроются определенные закономерности,
свидетельствует, в частности, тест
Люшера.

Швейцарский
психолог М.Люшер предложил в наше время
цветовой тест, который явился не только
методом исследования личности, но и
целым направлением в науке о цвете.

Суть
цветовых тестов заключается в том, что
испытуемому предлагается из набора
разноцветных карточек выбрать наиболее
нравящиеся и ранжировать их, а затем
проделать то же самое с теми, которые
не нравяться. Исследования показали,
что с помощью цветных тестов можно
выявить некоторые особенности личности.

Красный
цвет обычно предпочитают физически
здоровые, сильные люди, они живут
сегодняшним днем и испытывают желание
получить все, что хотят, тоже сегодня.
Дети, выбирающие из палитры каркндашей
красный, легко возбудимы, любят шумные
подвижные игры. Красный цвет давно стал
символом любви и силы. И, видимо, не
случайно в 1337 году во Франции вышел
указ, запрещающий простолюдинам носить
красную одежду. Этой привилегией
пользовались только короли, кардиналыи
сенаторы. Отвергают, как правило,
астенизированные, уставшие люди.

Дети,
выбирающие желтый цвет, отличаются тем,
что нередко уходят в мир своих фантазий.
Повзрослев, они могут при определенных
обстоятельствах стать мечтателями «не
от мира сего», такие люди плохо
приспосабливаются к жизни. Нелюбовь к
желтому может означать нереализованные
надежды (« разбитые мечты»), истощение
нервной системы.

Людям,
выбирающим зеленый цвет, обычно
свойственны самоуверенность, настойчивость.
Они стремяться к обеспеченности.

Предпочтение
синего цвета отражает потребность
человека в стабильности, порядке. Синий
цвет чаще выбирают флегматики.

Педиатры
заметили, что хронически больные дети,
находясь в удовлетворительном состоянии,
выполняют рисунки в сине-голубых тонах
и оранжевой гамме – в период обострения
болезни.

Коричневому
цвету часто отдают предпочтение люди,
неустроенные в жизни.

Цветовые
тесты позволяют четко фиксировать
динамику эмоциональных состояний в той
или иной экстремальной ситуации.

Но
вернемся к И.Гете. «Правда, — продолжает
надзиратель, — есть в человеческой
природе природе черта, отчасти затрудняющая
точные суждения: это дух подражания,
склонность примыкать к большинству».

Хотя
склонность следовать моде очень сильна
в людях, но по тому, как человек одевается,
можно судить, в какой он степени подвержен
психической заражаемости, давлению
группы и насколько самостоятелен в
самооценке. Одни одеваются как можно
незаметнее, стараются ни чем не обращать
на себя внимание. Другие предпочитают
носить яркие, броские, экстравагантные
наряды. Третьи умеренны в следовании
за модой.

Важной деталью
в одежде являются украшения.

К средствам
украсить самого себя относятся следующие:
наколки, раскраска и татуировка, прическа,
парфюмерия, маникюр, макияж, аксессуары.

С помощью
украшений напоказ выставляются социальный
статус, готовность вступить в контакт,
агрессивность, приспосабливаемость,
авантюрность натуры, личностные
особенности. Украшения в виде косметики,
париков и парфюмерных средств служат
в большинстве случаев как дополнительные
наряды.

Престижные
украшения
.
Подобные украшения нередко являются
свидетельством претензий на обладание
определенным престижем. Таким образом
можно продемонстрировать своему
окружению, что вы из себя представляете,
утерев им нос и поставив на место.

Членский
значок той или иной организации
.
Тот, кто не скрывает своей принадлежности
к той или иной группе людей, носит
членский значок. Для такого человека
членский значок представляет собой
некое свидетельство престижа, с помощью
которого он выражает свою принадлежность
к определенной группе. В то же время
членские значки из различных металлов
дают представление о социальной шкале
рангов внутри объединения.

Крест.
Благодаря своей
конструкции (горизонтально – высота,
вертикально – стабильность, а прямой
угол – фиксированность) крест и выражает
именно эти свойства. В силу религиозного
чувства защищенности он придает ощущение
некой безопасности. Причем к выбору
этого украшения приводит не действительно
демонстрируемое поведение, а потребность.

Кожаные
браслеты.
Такое
украшение носят и при отсутствии прямой
необходимости (у спортсменов). Оно должно
выражать подчеркнуто сильную натуру и
служить в качестве украшающего ремешка
на запястье.

Кусочки
меха и другие трофеи.

Если их носят на запястье или на шее, то
тогда они сигнализируют о выдержке, и
судя по ним, можно определить победителя.

Мех
и мишура.
Производят
женственно-мягкое впечатление.
Непосредственный контакт меха с кожей
свидетельствует о желании испытать
нежное обращение.

Мелкие
и изящные украшения.

Они выражают то, что их обладатель
ощущает себя маленьким и слабым человеком,
нуждающимся в участии и бережном
обращении. Тот, кто носит маленькие и
изящные украшения, хотел бы казаться
любезным и душевным человеком.

Крупные
украшения
. Они обычно бросаются
в глаза и выражают стремление получить
признание своего социального статуса.
“Я представляю собой больше, чем ты, у
меня всего больше, чем у тебя, я превосхожу
тебя” – таков смысл подобных украшений.

Итак,
одежда способна многое «говорить» о
содержании духовной сущности людей.
Но, конечно, лишь по ней делать окончательные
выводы о личности нельзя.

Таким
образом, из всего выше сказанного мы
можем сделать вывод, что невербальные
средства коммуникации не менее важны
в процессе общения, чем вербальные и
несут огромный объем информации. Т.к.
психологами установлено, что в процессе
взаимодействия людей от 60 до 80
коммуникации осуществляется за счет
невербальных средств выражения, и только
20-40
информации передается с помощью
вербальных.

Особенностью
языка телодвижений является то, что его
проявление обусловлено импульсами
нашего подсознания, и отсутствие
возможности подделать эти импульсы
позволяет нам доверять этому языку
больше, чем обычному речевому каналу
общения. Чем менее образован человек,
тем чаще он прибегает к плохо контролируемым
жестам и речевым засорениям. Подделать
язык жестов почти невозможно. Закройте
глаза и спрячте руки, если вы не хотите,
чтобы обнаружилась ваша неискренность,
— к такому выводу пришел один наблюдательный
служащий английского суда.

Литература.

  1. М.И.Еникеев
    « Общая и социальная психология». М.,
    1999.

  2. « Курс
    практической психологии». Ижевск, 1995.

  3. Пиз А. « Язык
    телодвижений: Как читать мысли других
    по их жестам». М., 1995.

  4. Лабунская
    В.А. «Невербальное поведение».
    Ростов-на-Дону, 1986.

  5. Рюкле Хорст
    « Ваше тайное оружие: мимика,
    жесты,движение», 1995.

«Невербальное средство общения».«Визуальный контакт».Рекомендации для педагогов и родителей МБДОУ

Разработала воспитатель: Бутолина Юлия Николаевна   

Введение

Невербальное общение — это «язык жестов», включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Существуют две проблемы понимания невербального общения:
• во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;
• во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:
• биологическая эволюция;
• культура.

Для чего нужны невербальные средства общения?

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств — 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Поэтому слушать собеседника означает также понимать язык жестов.

Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями.

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам.
Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения.
Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности.
И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.

Классификации невербальных средств общения.

В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.
Следует отметить, что невербальное поведение личности полуфункционально. Невербальное поведение

  • Создает образ партнера по общению;
  • Выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения;
  • Является индикатором актуальных психических состояний личности;
  • Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
  • Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

Выступает в качестве показателя статусно — ролевых отношений.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника. Но и умением правильно оценить поведение участников общения. Их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства. Показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения.

Визуальный контакт.
Исключительно большое значение в общении имеет взгляд — комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба, длительность и направленность взгляда. Психологи показали, что взгляд общающегося человека тес¬но связан с процессом формирования мысли (Р. Экслайн, Л. Винтере). Рождение мысли — процесс трудный и очень интимный, поэтому человек смотрит в сторону, когда мысль только формируется, а когда она готова, то и взгляд направ¬лен на собеседника. Говорящий меньше смотрит на партнё¬ра — только чтобы проверить его реакцию. Слушающий в этом смысле активнее: он посылает говорящему сигналы обратной связи. Если между партнёрами есть визуальный контакт, на¬лицо расположенность к общению, если нет, стоит задумать¬ся, есть ли смысл его продолжать. Чтобы построить хорошие отношения с собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. В дело¬вом общении не стоит пользоваться тёмными очками, так как у вашего партнёра обязательно возникнет ощущение, что вы разглядываете его в упор. Это вызовет неловкость и раздра¬жение, и позитивная атмосфера общения будет нарушена.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о со¬стоянии человека, так как расширение или сужение зрачка при неизменном освещении не поддается контролю сознания. Возбуждение, заинтересованность, приподнятое настроение дают расширение зрачка в четыре раза против обычного со¬стояния. Подавленность, тоска заставляют зрачок сужаться, и при этом получаются «глаза-бусинки» или «змеиные» гла¬за. Внимательно наблюдая за взглядом партнёра, мы можем выбрать наиболее благоприятные для общения моменты. Ки¬тайские и турецкие купцы успешно использовали эту особен¬ность при ведении переговоров о цене товара: если покупа¬тель получает желаемое, зрачки его расширяются. Успехи зна¬менитых игроков в покер основаны на наблюдении за зрачка¬ми соперника: расширенные зрачки сигнализируют о получе¬нии отменной карты, суженные — о блефовании.

В общении имеет значение и направленность взгляда, то есть тот участок лица или тела, на который он направлен.
С помощью глаз можно передать самые различные выражения, благодаря им мы можем осуществлять процесс управления ходом беседы, обеспечить обратную связь в поведении человека. Взгляд помогает в обмене репликами, так как большинство высказываний без участия глаз было бы бессмысленным.
Даже собеседники в Интернете нуждаются в разнообразных смайликах, которые являются заменой такого средства невербального общения как обмен взглядами, выражения лица. Ведь не видя друг друга, гораздо труднее передать испытываемые чувства. Разработчики программ мгновенного обмена сообщениями, улучшая их программные характеристики, стараются включить и расширить функцию выражения глаз, общей мимики и различные жесты руками. И, как показывает практика, спрос на такие программы типа Аськи, весьма велик. Люди жаждут полноценного общения и в Сети. А появление функции видеозвонков в сотовых телефонах и установка видео оборудования на компьютер, позволяющего общаться в интерактивном режиме, созерцая друг друга, как раз и является ответом на потребность в живой коммуникации на удаленном расстоянии.
Также взгляд принимает участие в выражении интимности, откровенности. С его помощью вы можете устанавливать степень приближенности к человеку.
В общении взгляд, как правило, осуществляет информационный поиск, например, слушающий смотрит на говорящего, и если тот сделал паузу, молча ожидает продолжения, не прерывая контакта глаз; дает сигнал о свободном канале связи, например, говорящий знаком глаз, сообщает, что разговор окончен; помогает установить и поддержание социальных отношений, когда мы ищем взгляд человека, чтобы вступить в беседу.

Видов взглядов.

В психологии существуют несколько видов взглядов, каждый из которых несет весьма существенную информацию о мыслях человека:
1. Деловой взгляд — когда мы смотрим на лоб и в глаза собеседника. Часто мы себя так ведем при встрече с малознакомыми людьми, руководителями и начальниками.
2. Социальный взгляд — когда мы направляем глаза на зону лица человека в области рта, носа и глаз. Он характерен в ситуациях непринужденного общения с друзьями и знакомыми.
3. Интимный взгляд — проходит через линию глаз собеседника и опускается на уровень ниже подбородка, шеи на другие части тела. Может быть расширение зрачков, как предвкушение удовольствия.

Мужчинам труднее обмануть своих жен, подружек, так как женщины гораздо быстрее могут изобличить во лжи, читая по глазам. Как же это им удается? Прежде всего, по характерным изменениям глаз вследствие сокращения глазных мышц. При попытке обмануть, человеку трудно выдержать пристальный взгляд, он моргает и отводит глаза в сторону. Эти признаки могут присутствовать и при печали, стыде, отвращении. Если испытывает страдание, из глаз льются слезы, но они появляются и при смехе, радости.

В любом случае для правильной интерпретации невербальных жестов учитываем окружающую обстановку, контекст обстоятельств. Одно определенно точно можно утверждать: расширение или сужение зрачков, которое возникает, как ответ на возбуждение, совершается непроизвольно, без учета сознания, в этом участвует вегетативная нервная система. Если направлением взгляда еще как-то можно управлять, то изменение зрачков для нас неподвластно. Когда мы говорим о человеке: «у него выразительные глаза», «у нее злой взгляд», «она сглазила меня», то имеем в виду как раз ту информацию, полученную путем невербального общения при наблюдении за зрачками человека. У детей, брошенных родителями, взгляд сухой, отстраненный, наполненный болью одиночества, что придает им взрослое выражение. Напротив, любимые и обласканные малыши совершенно по-другому смотрят на мир.

Долгота взгляда может говорить о степени заинтересованности. Пристальный, неотрывный скажет вам о намерении выведать у вас какую-то информацию или заставить вас подчиниться. У влюбленных пар подобный взгляд служит сигналом начать активное ухаживание. Если пристальный взгляд направить на спящего человека, подсознательно тот может испытать беспокойство, даже проснуться. Интересно, что в мире животных пристальный взгляд служит сигналом к готовящейся атаке, поэтому ничего удивительного нет, когда, ощущая подобный сигнал от малознакомого человека, вы испытываете тревогу и желание скрыться. Периферическим (боковым) зрением мы способны видеть предметы и обстановку вокруг себя, анализировать степень опасности.

У серийных убийц и маньяков взгляд сильно разнится от взгляда обычного человека. Все предшествующее до данной точки времени поведение человека, ситуации, которые он решает и способы, которыми пользуется в устранении проблем — все накладывает отпечаток на выражение его глаз. Усталая мать после бессонной ночи с грудным ребенком, пенсионерка, живущая на крохи, студент, не получивший стипендию, на которую рассчитывал — у всех своеобразные выражения глаз. Если, к примеру, вы состоите в близких отношениях с такими людьми, вы обязательно поймете причину подобного взгляда.

Психологическая суть контакта глаз как важного элемента невербальной интеракции может изменяться под влиянием многих переменных, но незыблемым остается то, что контакт глаз указывает на виды определенных отношений:
. «Дистанция», позитивный полюс — «включенность» (отношения привязанности, заинтересованности, принятия). Ему соответствует частый, интенсивный визуальный контакт, подчиняющийся правилам в соответствии с ролью коммуникатора и реципиента. Негативный полюс — «выключенность» (отстраненные, автономные, отчужденные отношения). Ему соответствует нечастый, неинтенсивный или полностью отсутствующий контакт глаз.
. «Позиция», один полюс которой состоит из отношений «контроля» (доминирование, власть, подавление). Этим отношениям соответствуют такие параметры, как интенсивность и продолжительность смотрения на партнера, особенно в момент активного коммуницирования или в тот момент, когда собеседник излагает негативные, но эмоционально значимые для него факты. «Позиция» представлена также полюсом «подчинение». Для отношений, образующих данный полюс, характерен «свернутый» контакт глаз, частое и быстрое поглядывание на партнера, а также достаточно настойчивый поиск взгляда партнера (заглядывание в глаза при нежелании другого фиксировать визуальный контакт).
. «Валентность». На ее позитивном полюсе находятся отношения «эмоциональной близости» (доброжелательность, симпатия, дружба, расположение), а на негативном — отношения «эмоциональной холодности» (враждебность, негативизм, подозрительность, неприязнь). Отношения группы «валентность» передаются посредством интенсивности, частоты, длительности контакта глаз, но главным образом об этих отношениях свидетельствуют модальность взгляда и его психофизиологические характеристики. Враждебность передается не только через пристальный взгляд, но и посредством таких его показателей, как холодность, жесткость и т.д., а дружелюбие выражается с помощью теплых, ласковых глаз.

Заключение.

Существует даже специальная наука — окулесика, которая изучает язык глаз и визуальное поведение людей. Эта форма невербального общения имеет место тогда, когда два человека одновременно смотрят друг другу в глаза. Конечно, в разных культурах зрительный контакт может трактоваться по-разному, но в целом, зрительный контакт считается одним из самых эффективных инструментов для установления связи между двумя людьми.

Визуальный контакт это наука, значит, мы можем научиться контролировать наш взгляд, его длительность и частоту, но есть вещи, которые не поддаются нашему контролю — это размер зрачков. В 1975 году психолог Экхард Гесс, основатель необычной науки пьюпилометрии (наука об измерении расширения зрачков) — выяснил, что зрачки могут реагировать не только на свет. Когда мы испытываем интерес к человеку, с которым разговариваем, или к предмету разговора, наши зрачки расширяются. Когда нам скучно, зрачки становятся меньше. Чтобы убедиться в этом, в следующий раз, когда вы будете гулять с другом или подругой, заговорите на тему, интересную вашему другу, а потом неожиданно смените тему разговора и заговорите, например, об уровне безработицы в Папуа и Гвинее. Понаблюдайте, как отреагируют его зрачки.

Освоив азы психологии визуального контакта, вы сможете успешно завязывать как личные, так и профессиональные отношения. Не стоит пренебрегать силой визуального контакта, а, наоборот, нужно максимально ее использовать.

Список литературы.
1. http://yandex.ru/yandsearch? clid=1972090.
2. boltyan.ru›lib_va/nayka/psih_ypr/0003_5.htm.
3. do.gendocs.ru›docs/index-359218.html…
4. boltyan.ru›lib_va/nayka/psih_ypr/0003_5.htm
5. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru4.4740

Вербальные и невербальные средства общения. Общая характеристика

Тема 2. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Вербальные и невербальные средства общения. Общая характеристика

 

Структуру общения характеризует три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторонаобщения состоит в обмене информацией между людьми.

Интерактивная сторонаобщения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.

Перцептивная сторонаобщения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

Главное в деловом общении — обмен информацией, значимой для участников общения.

Важнейшим средством человеческого общения является язык. Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений. Речь успешно используется для закрепления и передачи разного рода идей, а также координации совместной деятельности, для осмысления переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.

Но общение и обмен информацией между людьми осуществляется не только с помощью языка. Все средства передачи информации принято разделять на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные (передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков). Однако невербальные средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональном состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза. Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. По данным психологических исследований более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному — отношение к партнеру по общению.


Невербальные средства общения

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуальных, психологических, социальных характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности.

К основным невербальным средствам общения относятся:

кинесические средства— зрительно воспринимаемые движения другого человека, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке; По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.

просодические средства— ритмико-интонационные стороны речи: высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения;

экстралингвистические средства— это включенные в речь пауз, а также плач, кашель, смех, вдох и т.п.;

такесические средства— динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя;

проксемические — это пространственная организация общения: ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

Пространство и время в деловом общении выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку. Например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему.

Размеры личной пространственной территории человека можно разделить на четыре зоны:

Тема 2. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Вербальные и невербальные средства общения. Общая характеристика

 

Структуру общения характеризует три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторонаобщения состоит в обмене информацией между людьми.

Интерактивная сторонаобщения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.

Перцептивная сторонаобщения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

Главное в деловом общении — обмен информацией, значимой для участников общения.

Важнейшим средством человеческого общения является язык. Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений. Речь успешно используется для закрепления и передачи разного рода идей, а также координации совместной деятельности, для осмысления переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.



Но общение и обмен информацией между людьми осуществляется не только с помощью языка. Все средства передачи информации принято разделять на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные (передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков). Однако невербальные средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональном состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза. Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. По данным психологических исследований более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному — отношение к партнеру по общению.

Вербальные и невербальные средства общения | Консультация на тему:

Вербальные и невербальные средства общения

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

Итак, язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика — рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
— жестика;
— мимика;
— пантомимика.

Жестика. Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы — 20, итальянцы — 80, мексиканцы — 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Мимика. Мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего — означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка — это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» — для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это — поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником — это скопировать его позу и жесты.

Такесика — роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Проксемика — определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
— Интимная зона (15-45 см) — в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
— Личная (персональная) зона (45 — 120 см) — зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный — зрительный контакт.
— Социальная зона (120 — 400 см) — зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
— Публичная зона (более 400 см) — зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Упражнение «Открытка»

Цель: знакомство с участниками, создание непринужденной психологической атмосферы, развитие фантазии.

Инструкция: Участники выбирают по 1 открытке. Открытка может быть или ассоциацией, или визуальной поддержкой, или подходящим примером. Педагоги по очереди демонстрируют выбранную открытку и рассказывают о себе «На открытке…. как и я……»

Упражнение «Анкета»

Цель: актуализация собственного настроения и педагогов в целом

Инструкция: Каждому педагогу задается вопрос «С каким настроением вы начинаете это занятие? Если бы вам предложили выбрать погоду под ваше настроение, какую бы вы выбрали?»

Упражнение «Я отличаюсь от тебя?»

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, развитие навыков межличностного общения.

Инструкция: Предложить педагогам разделиться на пары. И в течении 2 минут вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 2 минуты — на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими

Упражнение «Мимическая гимнастика»

Цель: упражнение знакомит педагогов с мимикой как одним из способов невербального общения.

Инструкция: Представьте, что мы путешествуем и попадаем за границу, в незнакомую страну. Мы не знаем чужого языка, но нам как-то надо понять иностранцев.

Подготовимся к встрече. Сделаем мимическую гимнастику:

  1. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Рсслабиться.
  2. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.
  3. Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться.
  4. Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться.
  5. Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться.
  6. Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение). Расслабиться.
  7. Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой!).

А сейчас разобьемся на пары и  покажем мимикой что-то, другие должны отгадать показанное настроение.

Упражнение «Передать одним словом»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Инструкция: Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, разочарование, подозрительность, грусть, гнев, усталость, уверенность, восхищение, страх. Приложение 1

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
  3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
  4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

Упражнение «Подарок»

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. 

 

                                                                     Педагог-психолог: Баркова Л.И

Читать курсовая по педагогике: «Характеристика невербальных средств общения как инструмента создания имиджа педагога» Страница 1

(Назад) (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Содержание

Введение

. Сущность и особенности имиджа педагога

.1 Понятие имиджа

.2 Имиджевые характеристики педагога

. Характеристика невербальных средств общения как инструмента создания имиджа педагога

.1 Невербальное общение как компонент эффективного имиджа в педагогическом общении

.2 Педагогический потенциал невербальных средств коммуникации

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность исследования может рассматриваться в контексте происходящих в начале XXI века реформ во многих сферах российского общества, в том числе в образовании. Сегодня объективно назрела потребность в изучении и совершенствовании личностно-профессиональных качеств учителя. В этом свете одним из важных и до сих пор недостаточно исследованных аспектов этой проблемы является профессиональный имидж учителя и его формирование в условиях школьного учебного процесса.

В настоящее время специалистами различных направлений активно разрабатывается проблемы имиджа образовательных учреждений как элемента их конкурентоспособности и продвижения на рынке.

Имидж школьного учителя также привлекает внимание исследователей в виду очевидной значимости темы. Особое научное значение проблемы имиджа учителя определяется как минимум тремя обстоятельствами: во-первых, влияние учителя в современной школе во многом носит неформальный психологический характер; во-вторых, по мнению детей, современный имидж занимает второе место в списке десяти профессионально значимых качеств учителя; в-третьих, из-за воздействия культурологического фактора, состоящего в том, что личность учителя становится заметной лишь на определенном культурном фоне.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Существуют несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При делении различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы).

Особое место в формировании имиджа педагога занимает невербальный компонент, так как движение рук человека, жестикуляция, сочетаясь с мимикой и выражением глаз, заключает в себе, как известно, большой выразительный потенциал.

Общение педагога и ребенка состоит, прежде всего, в обмене информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации. Общаясь с детьми, педагог значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов ребенка, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова.

Средства невербального общения всегда, так или иначе, задействованы в ходе процесса педагогической деятельности, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Общепринято, что во взаимодействии педагога с ребенком, как, впрочем, с любым субъектом общения, невербальное общение осуществляется по

7 аспектов невербального общения

ПО ROB SMENTEK

Поскольку многие наши дела ведутся на компьютере или по телефону, очень легко потерять свободу в изящном искусстве личного общения. Несмотря на очевидную важность оперативного присутствия в Интернете, важно помнить, что наиболее успешные деловые отношения формируются с помощью живых сетей.

Но многие не осознают, что эффективное деловое общение — это гораздо больше, чем отличная подача голоса, резкий костюм и крепкое рукопожатие.Психолог Альберт Мехрабиан, автор бестселлеров «Безмолвные сообщения: неявная коммуникация эмоций и отношений», провел многочисленные исследования невербальной коммуникации и предположил, что только 7 процентов любого сообщения передается с помощью слов. Это означает, что ошеломляющие 93 процента всей передаваемой информации выражаются безмолвно, и во многих отношениях это невербальное взаимодействие говорит больше, чем любая строка слов когда-либо могла бы.

1. Выражение лица

Без сомнения, наиболее распространенным и красноречивым невербальным средством общения является мимика.Человеческие лица способны выражать более 10 000 различных выражений лица, и каждое из них с легкостью выражает объемы информации. Улыбка, хмурый взгляд, моргание и любимое каждым подростком закатывание глаз — самые сильные и понятные выражения, но даже малейшее подергивание бровей или вздутие ноздри можно прочитать с минимальными усилиями. Самый верный способ установить связь с незнакомцем, клиентом или даже давним знакомым: Улыбнись! Улыбка приветливая, теплая и делает вас человеком, с которым люди хотят проводить время.

2. Движения тела

Движения тела, или кинезика, включают обычные практики, такие как жесты рук или кивание. Очень часто движения тела передают энтузиазм или волнение. Например, все мы знаем кого-то, кто «разговаривает руками». Однако другие аспекты кинезики включают действия, которые мы обычно воспринимаем с нервозностью или тревогой, такие как непроизвольный тремор, частое прочищение горла или тряска ноги. Во время встреч лучше всего держать руки на столе или в нежном пожатии.Старайтесь не барабанить по бедру и не прикасаться постоянно к лицу, так как это часто отвлекает.

3. Поза

Осанка имеет решающее значение для создания сильного впечатления. То, как вы стоите или сидите, является одним из важных элементов того, как вас воспринимают другие. Тот, кто стоит с прямой спиной и высоко поднятой головой, излучает уверенность, уверенность и силу, в то время как, наоборот, тот, кто сутулится или смотрит в пол, демонстрирует неуверенность, безразличие или даже слабость.Чтобы выразить дружелюбие и позитив, сохраняйте открытую позу. Встаньте, расставив ноги на расстоянии бедер, и держите туловище открытым, а не прикрытым скрещенными руками. Держите голову поднятой и расслабьте выражение лица. Закрытая поза, особенно скрещенные на груди руки, производит впечатление скуки или враждебности.

Человеческие лица — это , способные воспроизводить более 10 000 различных выражений , и каждое одно с легкостью формулирует объемы из информации

4. Попадание в глаза

Возможно, лучший способ установить контакт с незнакомцем — это поддерживать зрительный контакт. Глаза могут указывать на интерес, внимание и вовлеченность, а отсутствие зрительного контакта может быть истолковано как незаинтересованность, невнимательность или грубость. Однако это не означает, что вы должны смотреть прямо в лицо другому человеку — на самом деле, как раз наоборот. Нет ничего более агрессивного, чем пристально смотреть кому-то в глаза. Эксперты предполагают, что здоровый зрительный контакт состоит из полуслучайного взгляда на область вокруг глаз, которая включает веки и брови.

5. Параязык

Любому родителю с маленькими детьми знакома фраза «не говори со мной таким тоном». Это прекрасный пример того, как параязык — аспекты голоса, которые отличаются от слов — влияет на сообщение. Самый очевидный пример — сарказм, когда тон того, что говорится, передает сообщение, противоположное сообщению. Скорее всего, тот, кто произносит «Grreeeattt» лаконичным тоном, менее чем взволнован тем, что ему преподносят.Менее очевидный параллельный язык включает скорость, громкость и высоту речи. Например, слишком быстрое бормотание в презентации предполагает, что продавец в лучшем случае нервничает или, в худшем случае, лукавит. Помните, как быстро вы говорите, и убедитесь, что говорите достаточно четко и громко, чтобы вас услышали. Но будьте осторожны, чтобы не быть слишком громким, так как это будет выглядеть агрессивно и отталкивать.

6. Проксемикс

Во многом благодаря Сайнфельду понятие «близкий собеседник» стало частью нашего сознания.Люди очень заботятся о своем личном пространстве, особенно о том, что Мехрабиан называет «интимным пространством» (то есть от 6 до 18 дюймов). Это зона, обычно предназначенная для семьи, близких друзей или романтических партнеров. Во время делового разговора вы всегда хотите находиться достаточно далеко, чтобы другому человеку было комфортно, но вы не хотите заходить слишком далеко, предполагая, что вы дистанцируетесь или не заинтересованы в разговоре.

7. Физиологические изменения

Поскольку невербальное общение тесно связано с эмоциями, физиологические реакции часто больше всего связаны с тревогой и дискомфортом.Пот, покраснение (или покраснение) и слезящиеся глаза — все это мертвая расплата за то, что кому-то не по себе. Когда вы понимаете, что у собеседника, с которым вы разговариваете, нервная болезнь, важно, чтобы он чувствовал себя комфортно. Кроме того, каждый был виноват в том, что в тот или иной момент пожимал липкое рукопожатие.

Для развития успешных отношений очень важно, чтобы у вас были не только сильные разговорные навыки, но и четкое понимание невербальных сигналов, сопровождающих разговор.Невербальное общение носит преимущественно эмоциональный характер; то есть это спонтанно и не может быть сфальсифицировано. Осведомленность — или даже контроль — над семью аспектами невербальной коммуникации даст вам преимущество в деловых отношениях, когда вы поймете смысл сообщения. [CD0416]

Характеристики и примеры невербального общения

Характеристики невербального общения

Невербальная коммуникация — мы узнали из предыдущего обсуждения — это отправка и получение бессловесных сообщений с использованием широкого спектра человеческих форм поведения; действия или атрибуты людей, такие как движения тела Открывается в новом окне